Наш интерес к Сантерии вызван тем, что упоминание сантерических богов или ритуалов вы найдете примерно в каждой пятой кубинской песне, а традиционные произведения, исполняемые на барабанах бата очаровывают многих барабанщиков, кто так или иначе прикоснулся к латиноамериканской музыке. Некоторые источники утверждают, что партии этих барабанов были когда-то молитвами, произнесенными с помощью барабана (надо сказать, что эта идея вообще характерна для африканской музыки). Однако, смысл молитв в Латинской Америке давно утрачен, но красота партий продолжает волновать умы. А Сантерия находит своих сторонников как в Латинской Америке, так и за ее пределами.
Как мы знаем из истории, испанцы привозили рабов, захваченных в Африке на Карибские острова для работы на сахарных плантациях и, так сказать, для "домашних нужд" богатой публики. Официально рабство было отменено в 1886 году, однако неофициально торговля рабами продолжалась до 1890-х, то есть, пока за это платили деньги.
Испанцы боялись восстаний среди рабов, и понимая большую роль религиозных практик среди них, разрешали африканцам объединяться в "клубы по интересам" — "кабильдо" (Cabildo), где бы они могли бы отмечать свои праздники, играть, петь и танцевать. Кроме того, кабильдо могли поддерживать нуждающихся рабов, оказывать им помощь "вскладчину".
Сантерия, или Ла Регла де Лукуми (закон Лукуми) — афрокарибская религиозная традиция, основанная на верованиях нигерийского народа Йоруба, а также других, которые оказались "в одном котле", а именно: Дагомеи (Dahomea), Конго (Congo). Традиция Сантерия/Йоруба включает иерархическую структуру, выстроенную в соответствие с уровнем и полномочиями священников. «Иле» или храмы ориш обычно возглавляются священниками, известными как Бабалориши, «отцы ориш», или Ийалориши, «матери ориш», и служат в качестве младших Иле или вторых в иерархической религиозной структуре. Бабалоришей и ийалоришей называют «сантеро(а)», и если они выступают в роли прорицателей ориш, их могут рассматривать как ориатов. Наивысший уровень в священнической иерархии — Ифа. Священники Ифа получают орунмилу, олицетворяющую оришу пророчества, мудрости и всезнания. Священники Ифа носят такие титулы, как Бабалао или «отец, знающий тайны» и Иянифа или «мать судьбы». Ифа иле, или храмы Ифа, служат в качестве старших для иле оришей в традиционной ориша-ифа/общине сантерия. Священный оракул Ика-Фун или Ика Офун служит в качестве удостоверяющего свидетельства. Различают следующие «семь сил Бога» или «сиете потенсиа»: Элегуа, Оггун, Ошун, Чанго, Обатала, Йемея и Онрула. Это наиболее распространенные имена оришей, в особенности на Кубе.
Сантерия (или религия Лукуми (La Regla de Lukumí) — одна из синкретических религий нового света, получившихся в результате процесса слияния верований различных африканских народов, которые оказались "в одном котле", а именно: Йоруба из Нигерии, система верований Ифа, которых послужила основой Сантерии, а также религий Дагомеи (Dahomea), Конго (Congo) и элементов Христианства.
История
Сантерия является одной из синкретических религий, созданных в Новом Свете. Она основана на религии западных африканцев, принесенной в Новый Свет рабами, которых вывозили на Карибские острова для работы на сахарных плантациях. Эти рабы привозили с собой собственные религиозные традиции, включая традицию вхождения в транс для общения с предками и божествами, принесение в жертву животных и практику священного барабанного боя и танца. Рабы, которых поселяли на Карибских островах, в Центральной и Южной Америке, как правило, принимали христианство. Однако они могли сохранять некоторые из своих обычаев, комбинируя различные верования и ритуалы дагомейцев, конго и лукуми и соединяя их с элементами окружающей христианской культуры. На Кубе эта религиозная традиция вылилась в то, что теперь понимают под сантерией. В 2001 г. только в США насчитывалось 22 тыс. последователей этой традиции, но их число может быть большим, поскольку некоторые верующие не хотят признаваться в своих религиозных убеждениях во время переписей или бесед с учеными-исследователями. Среди тех, кто живет в США, некоторые являются полноправными жрецами и жрицами, другие — «крестными детьми» или членами определенной домашней традиции, а многие — клиентами, обращающимися за помощью в разрешении своих повседневных проблем. Многие имеют латиноамериканское и карибское происхождение, но по мере того как эта религия проникает из городских гетто в пригороды, растет число афро-американских и евро-американских верующих. Когда африканская религия Ифа была воссоздана на американском континенте, она претерпела ряд изменений.
«Колониальный период, с точки зрения африканских рабов, можно охарактеризовать как период выдержки. Их мир быстро менялся. Племенные вожди и кланы, политические деятели, предприниматели и общинные лидеры были порабощены в незнакомом регионе мира. Религиозные лидеры, их последователи и верующие стали теперь рабами. Колониальные законы извратили их религию. Они были вынуждены креститься и поклоняться богу, которого их предки не знали и который был окружен пантеоном святых. Первичные проблемы в этот период были связаны с необходимостью индивидуального самосохранения в тяжелых условиях работы на плантациях. Но чувство надежды поддерживало внутреннюю сущность того, что сегодня именуют сантерией, являющуюся искаженным названием исконной религии нигерийского народа лукуми.
На родине у них была сложная политическая и социальная организация. Они являлись оседлой культурной группой, практиковавшей мотыжное земледелие со специализацией труда. Их религия, основанная на поклонении природе, была переименована и описана их хозяевами. Сантерия, уничижительный термин, который характеризует нетрадиционные католические формы поклонения святым, стала распространенным названием их религии. Термин «сантеро(а)» используется для описания жреца или жрицы, заменяя собой традиционный термин Олориша, означающий «продолжение божеств». Ориши превратились в святых католического пантеона».
Как говорилось ранее, с тем чтобы сохранить свои исконные, традиционные верования, народ лукуми был вынужден придать своим оришам вид католических святых. Когда рабовладельцы, придерживавшиеся римско-католической веры, наблюдали, как африканцы празднуют день какого-либо святого, они не понимали, что рабы в действительности поклоняются своим божественным оришам. Сегодня на Кубе термины «святой» и «ориша» иногда употребляются взаимозаменяемо. Термин «сантерия» (также известный как «путь святых») первоначально был презрительным термином, использовавшимся испанцами для того, чтобы посмеяться над неумеренным поклонением святым, свойственным верующим, и их кажущимся умалением Бога. Позже его стали прилагать к религии и многие другие. Однако эта «маскирующая» характеристика связи между католическими святыми и кубинскими оришами в определенной степени опровергается тем фактом, что сегодня огромное большинство сантеро на Кубе также считают себя католиками, были крещены и часто требуют, чтобы новообращенных крестили. Многие проводят независимые ритуалы почитания святых и ориш, хотя больше нет необходимости маскироваться под католицизм.
Сегодня традиционную религию лукуми и ее двойника сантерию можно обнаружить во многих частях мира, включая Соединенные Штаты, Доминиканскую Республику, Мексику, Пуэрто-Рико, Никарагуа, Аргентину, Колумбию, Испанию, Италию, Португалию, Великобританию, Канаду, Венесуэлу, Панаму и другие регионы с большим числом латиноамериканских жителей. Очень похожую религию, называемую Кандомбле, практикуют в Бразилии, в которой существует целый ряд других афро-американских верований. Все это в настоящее время называют «параллельной религиозностью», поскольку некоторые верующие поклоняются африканскому варианту религии, в котором нет ни фигуры дьявола, ни крещения или священного брака, хотя они в то же время являются прихожанами либо католических, либо ведущих протестантских церквей, в которых существует фигура дьявола. Религиозность лукуми направлена на поддержания равновесия здесь на земле (андроцентризм), тогда как европейские религии ориентированы на загробную жизнь. Некоторые последователи кубинской сантерии, гаитянского вуду и пуэрто-риканского спиритуализма (афро-латинские верования) не делают различий между святыми и оришами, родовыми божествами религии Ифа народа Лукуми.
В настоящее время некоторые сочетают практику лукуми с традиционной религиозной практикой, сохранившейся в Африке после негативных последствий колониализма. Хотя в большинстве этих сочетаний главную роль играют неопытные или неосведомленные последователи каждой из двух систем, они приобрели определенную популярность.
Религиозные представления и ритуалы
Наиболее распространенное изображение святой Барбары Африканской заимствовано варианта иконы Богоматери Ченстоховской.
Система верований лукуми запрещает посторонним участвовать в церемониальных обрядах. Почти все ритуалы лукуми предназначены исключительно для священников и новообращенных.
Сантерия по традиции передавалась устно, хотя в последнее десятилетие был опубликован ряд книг об этой системе. Религиозная практика включает жертвоприношение животных, танцы, распевные обращения к оришам и разбрызгивание ртути вокруг дома. Наиболее противоречивым из этих ритуалов является жертвоприношение животных. Последователи сантерии указывают, что жертвоприношения совершаются безопасным и гуманным способом. Священников, которые осуществляют жертвоприношения, специально обучают умерщвлению животных. Затем животное готовят, и устраивается общинная трапеза. Фактически, наиболее распространенной жертвой являются цыплята, основная пища многих выходцев из Африки и креолов; кровь цыплят приносится в дар оришам, а мясо поедается всеми (Практика принесения в жертву животных была широко распространена во многих религиях, прежде всего в иудаизме и исламе. Например, в древнееврейской религии закон Моисея требовал алтарных жертвоприношений трех видов — жертв за грех, жертв всесожжения и мирных жертв, — хотя в раввинском иудаизме жертвоприношения животных были отменены)
Оришам также приносят в дар деревья. Формой молитвы являются игра на барабанах и танцы, иногда вызывающие состояние транса у инициированного священника, в которого вселяется ориша и он становится его проводником, снабжая общину и отдельных верующих информацией, совершая исцеления и т.д. У лукуми высоко почитаются предки человека (эгуны). Все церемонии и ритуалы у лукуми начинаются с выражения почтения своим предкам.
Боги и люди
Космологическая модель Сантерии, заимствованная из Ифы подразвумевает следующую иерархию сущего:
Олудумaре или Олорун — это "мать и отец", главный бог, создатель всех известных и неизвестных вещей. Он создал этот мир, но отрешен от людей и их поступков. Он владеет небесами.
Ориши, боги или высшие силы, которым Олудумаре поручил создать Землю и господствовать на ней. Непосредственно нашу планету создал Бог Одудуа. Он же стал прародителем людей.
Предки (Эгунгун) ныне живущих людей
Сами люди
Животные и растения
Неживая природа
Всех их окружает Ачe, духовная энергия или сила. Все проявления энергии или силы, это проявления Аче.
Ориши
Ориши непосредственно участвовали в создании Земли. Каждый из них воплотился в ту или иную стихию или природное явление, например, в реки и ручьи, горы и холмы, деревья, гром, молнию, ветер, океан, вещества, объекты (например, перекрестки) и даже в принципы, например, в неожиданную смену обстоятельств или предначертанность судьбы.
Таким образом, ориши являются разнообразными аспектами высшего божества Олудумаре. Они реализуют духовное в материальном.
Разные источники указывают разное количество ориш (от 100 до 400). Они благосклонны к людям, в отличие от 200 сил аджогун (ajogun), которые желают людям зла.
Бог Эшу (eshu), одно из проявлений Элегуа — один из самых влиятельных богов. Он может превращаться во что угодно. Он служит беспристрастным судьей между спорящими. Чтобы осуществить эту миссию, он принимает от людей пожертвования в виде животных, эбо (ebo; обычно, курица) или еды, адиму (adimú). Таким образом, через пожертвования, люди могут разрешать проблемы в "высшей" сфере. В противном случае, они могут оказаться мишенью для недружелюбных им сил.
Тело человека создал бог Обатала. Дух человека, он же принцип предопределенности судьбы, он же "внутренняя или духовная голова" человека, называется Ори. Ори — это один из ориш. Перед рождением, человек выбирает себе того или иного ори, и это определяет, будет ли человеку в жизни сопутствовать удача.
Эсе представляет собой принцип борьбы и помощи самому себе: человек должен трудиться над реализацией потенциал своего ори.
Часто можно увидеть свечи с изображением так называемых "семи африканских сил" (Las Siete Potencias Africanas). Это боги Элегуа, Огун, Орунмила (Ифа), Чанго, Очун, Йемайя, Обатала и Олофи (последний, кстати, синкретизирован Христом).
Каждый ориша имеет связанный с ним набор атрибутов, таких, как: цвет, число, символ, день недели, еда, пожертвования "принимаемые богом" и другие.
Кто из ориш владеет человеком, выясняется через процедуру гадания. Соответственно, тот, чьей головой "владеет", как говорят в латинской америке, тот или иной ориша, должен воздерживаться от еды или поступков, которые его ориша не приемлет (не напоминает ли это Вам гороскоп?).
Теги: НАШ ИНТЕРЕС САНТЕРИИ