Глава 3-я: Лоа и предки
Вуду, как и христианство, является религией с богатыми традициями. Каждая группа идет своей духовной тропой, и поклоняется своему пантеону лоа, который несколько отличается от других.
Каждый вариант вуду обладает своим собственным набором духов. Самые оригинальные, те, что были привезены из Дагомеи, называются рада – так же, как и традиционный вариант вуду. Лоа Нового Света, которые часто оказываются духами религиозных вождей, называются петро, - и так же называется ответвление вуду, которое часто считают «черным», хотя оно называется «красным».
Важнейшие лоа
Gran Met, Olorun, Bondye – это высочайший бог в религии западноафриканского племени Йоруба, в том его виде, какой известен Новому Орлеану (в сантерии его называю Olodumare). Вера в Гран Мет прибыла вместе с рабами на Гаити, откуда вместе с вуду перебралась в Новый Орлеан.
В гаитянском вуду почитаются так же меньшие божества, Obatala и Oduduwa. Обатала создал землю и людей, а потом сражался с Одудува, который тоже захотел создавать миры. Обатала проиграл схватку, но в конце концов его попросили, чтобы он властвовал землей вместе со своим недавним врагом. Племя Йоруба шумно отмечало праздник их согласия.
Кроме Гран Мет, Обатала и Одудува выделяются еще меньшие духи – лоа, или ориша, которые были когда-то людьми, но умерли, и превратились в богов. В какой-то степени эти лоа напоминают христианских святых, и даже имеют среди них своих аналогв. Самым сильным из них считается Ogun, дух железа и войны, которого призывают так же, когда просят помощи на охоте. Другой тип младших духов – это лоа-посланники, которые переносят сообщения между миром духовным и материальным.
Legba – страж перекрестков, которому следует поклоняться во время каждого ритуала призывания других лоа. Дело в том, что Легба контролирует переход из одного мира в другой, и является стражником пото митан. Легба – это симпатичный старик, который никогда не расстается с трубкой. Когда он оседлывает кого-то из верующих, тело человека искривляется, как при тяжелом ревматизме. Легба – символ солнца, дня, света и добрых явлений. Возле главного входа в хунфор обычно растут два дерева, посвященные Легбе.
Kalfu, Carrefour – брат-близнец Легбы в версии петро. Керфур тоже является хозяином перекрестков, и если бы не он, мир был бы намного более разумным и лучшим местом. Однако, в отличие от греческой Пандоры, Керфур умеет прекрасно контролировать несчастья и зло, которые приходят к нам из мира духов. Он сознательно позволяет злу пересекать врата нашего мира, и призывает несчастья, разрушения и несправедливость.
Kalfu – владыка злых духов ночи, которых он удерживает в подчинении благодаря своей силе. В его присутствии никто не смеет говорить.
Ghedes – многочисленное семейство лоа, связанных со смертью и миром мертвых, которые в своих разных проявлениях относятся к обеим традициям – и к рада, и к петро.
«Основной» Ghede – это фигура в красном, которая сторожит небесные перекрестки, те, что каждому из нас приходится пересекать в момент смерти. Его символом является надгробие, и для потустороннего мира он то же самое, что Легба для нашего. Ghede – страж ворот в мир мертвых.
Кроме того, он является богом эротики. Так как секс необходим, то он стоит вне понятий добра и зла, поэтому нельзя сказать, что Геде обожает секс или его стыдится. Его только смешит сильная зависимость человеческой жизни от секса и то, как люди стыдятся этого влияния. Когда Геде оседлывает человека, охотнее всего он выбирает тех, что притворяются, буд-то их не интересует половое влечение. Таких людей он превращает в посмешище, заставляет их прилюдно раздеваться, а особенно не любит представителей западной цивилизации, так как их отношение к сексу ему кажется еще более пуританским, чем у креолов.
Иногда Геде отождествляют с Бароном Суббота (Baron Samedi). В этом аспекте он является воплощенной смертью, сторожем кладбищ и, вследствие этого, главным источником контактов с мертвыми. Поэтому, чтобы войти в контакт с кем-то умершим, вначале молятся Геде.
Для него, как Барона Субботы, характерны безумный апетит на еду и напитки, особенно алкогольные. Он пользуется любой оказией, чтобы наесться и выпить, когда оседлывает человека. Кроме того, Геде обладается специфическим чувством юмора. Будучи стражем мира мертвых, он обладает прямым доступом к истории, так как может получать информацию от непосредственных участников событий. Геде знает, какие они строили планы, что происходит в их семьях и охотно делится информацией с обеими сторонами. Даже когда он дурачится и устраивает плоские шуточки, его можно спросить о серьезных вещах, и он честно ответит.
К обязанностям Геде относится опека над детьми, потому что он страшно не любит, когда умирает ребенок. Геде предпочитает, чтобы люди прожили долгую и насыщенную жизнь пред тем, как появиться перед его вратами. Поэтому, когда ребенок заболевает, родители в первую очередь обращаются именно к нему.
Геде, как Барон Суббота, является владыкой зомби, и это он решает, кого и за что следует превратить в ходячий труп. Каждый практикующий адепт черной магии в любом вопросе консультируется с Бароном Суббота. Так как Геде властвует над смертью, он является последней надеждой для тяжелобольных, которым он либо позволяет выздороветь, либо забирает к себе.
Другие имена Геде – Baron Cimetiere (Барон Кладбища), Baron La Croix (Барон Креста). Он не приплыл на Гаити из Африки, а появился уже на Карибах, поэтому больше почитается в петро, чем в рада вуду.
Zaka, Azacca – брат Геде и лоа сельского хозяйства. Братья охотно прибываю вместе, когда проводится ритуал призывания.
Зака является прямой противоположностью Геде. Он простой, симпатичный и очень работящий крестьянин, который пользуется огромным уважением у сельских батраков и крестьян. Охотнее всего он ходит босиком и в соломенной шляпе. Иногда создается впечатление, что он весьма неудачно пытается подражать своему «городскому» брату, например, он тоже любит поесть, но в отличие от изысканного Геде, Зака просто обжирается, не заботясь о хороших манерах. Часто бывает, что появившись на церемонии, он хватает еду, прячется в углу и там жадно ее глотает.
Зака властвует над полями, сельскохозяйственными работами, и, так же, как крестьяне, очень щепетилен. Он прекрасно знает, что происходит в округе: кто с кем флиртует, кто и что кому сказал и т.д. Когда этот лоа оседлывает человека, то может разболтать все местные сплетни, к радости и стыду собравшихся.
Damballa – воплощение отца-змея, невинная и любящая фигура, один из самых главных лоа, архетип мудрости. Но при этом он не может разговаривать с верующими, словно его знание слишком чуждо и слишком далеко от людей. Так как Дамбалла – это змей, охотнее всего после оседлания человека он пребывает в емкости с водой (ванна, бочка, бассейн), которая есть в большинстве хунфоров. Хотя он ничего не говорит, само его присутствие успокаивает собравшихся, наполняет их радостью и оптимизмом. Самое большое удовольствие Дамбалле можно сделать, если угостить его яйцом. Он любит воду, а так же прозрачную или белую пищу и питье. Дамбалла принадлежит к рада вуду, но известен так же в петро, как Damballa GeRouge и Damballa La Flambeau. Его имя происходит от Dahn-Gbwe, а наиболее популярен он в ново-орлеанском вуду.
Ayida Wedo – Радуга, жена Дамбаллы. Вместе они представляют объединенные силы сексуальности, своего рода африканский инь – ян. Относится к рада вуду, представляется в виде радужного питона. Будучи женой Дамбаллы, она делит с ним функцию космического защитника и того, кто одаривает благословением.
Agwe – владыка морей и океанов, их флоры и фауны, а так же кораблей и моряков. Его символом являются лодки, цветные ракушки и ярко раскрашенные весла. Он любит военные мундиры и стрельбу.
Ритуалы, посвященные Агве, отличаются от всех остальных. Прежде всего, они проводятся у моря. Специально подготовленную лодку заполняют любимой едой Агве и обязательно кладут шампанское, которое он обожает. Потом нагруженную лодку опускают на воду там, где должно находиться его королевство. Если лодка утонет, жертва принята, и верующие могут быть уверены, что Агве проследит за делами (связанными с водой) тех, кто принес жертву. Если же лодка вернулась на берег, надо обдумывать другой способ, как добиться расположения владыки морей. Agwe – это муж Maitresse Erzulie в ее морском аспекте. Этого лоа почитают преимущественно в рада вуду.
Ogun, Ogoun – один из крупнейших лоа в пантеоне рада. В религиозной традиции Дагомеи Огун был воином, и немного напоминает Зевса из греческой мифологии – он сильный, мощный, побеждающий, хотя своей воинственностью стоит ближе к Марсу. В более поздние времена Огун изменился, оторвался от своих африканских корней, превратился в сильного и талантливого лидера. Этот воинственный политик очень характерен для современного Гаити.
Атрибутами Огуна являются мужество, красный цвет, огонь, молния, меч и кузнечное дело, так как во многих культурах оно тесно связано с магией. В форме Ogun Badagris, как фаллический лоа, он почитается в приморских районах Нигерии, а как Ogun Fer отождествляется с железом, металлами и мечом. Эта последняя ассоциация связывает его со святым Иаковом, который в католицизме часто изображается с мечом, символизирующим его мученическую смерть. Огуна характеризуют стабильность, порядок и власть.
Огун оседлывает людей, показывая при этом разные аспекты своего характера, хорошо известные верующим. Некоторые из них, это:
- раненый воин, иногда принимающий позицию распятого Христа, который известен последователям вуду из христианства.
- Ogun Feraille дает силу верующим, похлопывая их по спине и бедрам.
- Ogun Badagris заставляет оседланного человека вести себя так, чтобы притягивать к себе внимание и вызывать уважение у окружающих.
Во всех аспектах Огуна доминируют проявления воинственности и власти. Так как он является божеством огня, его цвет – красный, он любит, когда его приветствуют ромом, и не любит воды. Жертвенный ром на церемониях часто выливают на землю, и поджигают.
Во время оседлания, Огун часто играет с мечом или мачете – размахивает, вращает, колет себя, но никогда не ранится. Он даже может воткнуть мачете рукояткой в землю и лечь животом на острие, при этом не пробив кожу и не потеряв ни капли крови.
Erzulie – Вуду не имеет женской богини плодородия, так как оно в равной степени зависит от мужского и женского начал. Дамбала дополняется в Анге, Гебе в Ля Сирен, Мариса-Близнецы являются противоположностью друг друга и т.д.
Но вуду зарезервировало специальное место для Эрзули, лоа, которое очень близко людям, так как именно оно является силой, которая отличает людей от всех других созданий. Эрзули – идеал женственности и очарования, богиня красоты, идея концептуализации, мечтаний, художественных способностей и творчества. Поэтому Эрзули не является лоа стихийных сил, а лоа идеальных мечтаний, снов, надужды и вдохновения. Поэтому она остается самой любимой лоа.
Ее другие имена – аспекты, - это Erzulie Freda и Erzulie Freda Dagomin. Перед ними часто добавляют титул Maitresse – владычица, госпожа. Водной формой Эрзули является La Sirene – Русалка, котрая связана с ранней формой Эрзули – богиней-змеей Ezi-Aku, почитаемой в северной Нигерии. Кроме этого, Эрзули известна в двух традициях: La Grande Erzulie, старая, грустная, измученная возрастом богиня, и Mnogie Erzulie – героиня, которая сражается за свободу Гаити, лоа-амазонка. Стоит при этом вспомнить, что в армии Дагомеи были целые отряды из воинственных и грозных женщин – воительниц.
Erzulie необычайно богата и требовательна, обожает роскошь и комфорт. Когда она оседлывает человека, то прежде всего начинает приводить себя в порядок. Все самые лучшие и красивые вещи в хунфоре предназначены именно для нее. Эрзули берет ванну, используя новое мыло, одевается в шелка, вплетает в волосы свежие цветы, использует другие женские украшения.
Она непревзойденная кокетка, может наносить визиты своим слугам или садиться есть с характерным для себя очарованием. Она обожает танцевать и делает это очень красиво. Охотно танцует с мужчинами, целуя их при этом и лаская, что иногда вызывает у них растерянность.
Эрзули носит три обручальных кольца, так как имеет трех мужей: Дамбалу, Огуна и Агве. Она часто флиртует с Зака, но всегда отказывает его брату Геде, потому что считает его никчемным. Кроме того, во время проведения ритуала она может выбирать себе любовников среди присутствующих.
Не смотря на такое достаточно свободное поведение, она очень тесно ассоциируется с Девой Марией. Ее символ – сердце, которое часто изображается пронзенным стрелой, так, как это встречается на католических изображениях Богородицы. Эрзули, не смотря на многочисленные флирты и трех мужей, остается девственницей. Она является абсолютной противоположностью простецкой сексуальности Геде, и любовь ее неземная, так как походит из мира духов.
К сожалению, когда оседлание подходит к концу, Эрзули всегда плачет. Земной мир – это не место для богини, и оно очень сильно страдает за все несчастья этого мира.
Остальные лоа.
Adjasou – его характеризуют вытаращенные глаза и вредный характер. Живет он неподалеку от водных источников, очень любит вермут, ром, коньяк.
Agassu – плод любви женщины и пантеры. Является водным лоа и принимает облик краба. В начале мира помогал предкам, поэтому считается также лоа-строителем.
Agan – очень порывистый бог, повелитель бурь и землетрясений. Во время оседлания по его вине может дойти до смерти оседланного, так как у него очень резкий характер. Оседланный имитирует звуки грома и повторяет: «Я – божественный стрелок, когда я рычу, земля дрожит!»
Audowido – другое имя Aida Wedo
Ayizan – жена Легбы. Охраняет рынки, общественные места, двери и барьеры. Обладает глубокими знаниями о тайнах мира духов. Она – предводительница свежепосвященных жрецов вуду, и один из старейших лоа. Часто оседлывает верующих сразу после того, как из них выходит ее муж, Легба. Она является также и справедливой матерью – наказывает строго, но только тех, кто серьезно провинился, для того, чтобы их проучить и исправить поведение. Кроме того, она отгоняет злых духов от своих последователей. Ayizan – это первая мамбо, иногда еще считается женой лоа Loco, которому помогает хранить и передавать следующим поколениям людей религиозные традиции, умение лечить и способы почитания предков и богов. Она является патронессой инициации, а ее символ – пальма.
Ayza – защитник.
Bade – лоа ветра, неразлучный спутник Sogbo, лоа молнии. Иногда они оба сотрудничают с Agan.
Baka – злой дух, который может принимать самые разные формы, от ребенка до птиц, насекомых и рыб.
Bakulu – такой ужасный лоа, что никто не осмеливается его вызывать. Он тащит за собой тяжелую цепь и живет в лесу, где и приносят ему жертвы. Так как его никто не призывает, Бакулу никого не оседлывает, а жертвы забирает, когда люди оставляют их для него в лесной чаще.
Bondye (Olodumare) – главная творческая сила, которая почитается в традиции Йоруба и тех религиях, что от нее произошли. Это идея абсолютного бога, который, в принципе, не является лоа, потому что стоит высоко над ними.
Bosou Koblamin – резкий и порывистый лоа петро, способный победить каждого противника. Приобретает особую популярность во время войны, хранит своих последователей, когда им приходится путешествовать ночью. Принимает вид мужчины с тремя рогами на голове, которые символизируют силу, дикость и насилие. Иногда Босоу помогает своим последователям, но на него нельзя надеяться. Когда Босоу появляется на церемонии, то немедленно получает свинью, свою любимую еду. Для церемонии в его честь всегда готовится много еды.
Brigitte, Mademoiselle Brigitte, Madame Brigitte, Grande Brigitte – лоа, французское имя которой вызывает ассоциации с Европой. Grande на языке креолов озгачает «прабабку», но чаще о ней говорят Maman Brigitte. Она является стражницей могил, магическим женским лоа кладбища. Бригитта – жена Барона Субботы, а ее святые деревья – плачущая ива и вяз.
Brise – лоа взгорий и холмов, владыка лесов. Выглядит грозно, так как обладает высоким ростом и очень темной кожей, но обладает спокойным характером. Иногда принимает форму овцы.
Chango – дух бури.
Congo – симпатичный, но очень равнодушный лоа. На церемонии он довольствуется любой одеждой и едой, хотя любит, когда в напитки и пищу, приготовленные для него, добавляют мяту.
Congo Savanne – резкий и вспыльчивый лоа петро. Вредный, неожиданный и сильный. Он пожирает людей, предварительно перемолов их в муку. У него белая кожа, и с ним лучше не задираться.
Dinclusin и Charlotte – эти лоа французского происхождения, поэтому оседланные ими люди начинают свободно говорить по-французски. Charlotte требует очень тщательного исполнения ритуального протокола, а Dinclusin прячет в карманы все, до чего дотянется.
Erzuilie Jan Petro – лоа из традиции петро, ее призывают, чтобы она оберегала святыню во время ритуалов. Хотя это нейтральный лоа, она может чересчур активно выполнять свои обязанности опекунши. Любит свежий воздух и воду, является морским духом. Обожает духи.
Gran Boa – живет в недоступных для человека лесных закоулках, защищает природу и не любит показываться на глаза. Все время ест овощи и фрукты, в том числе и во время церемонии призывания. Этого лоа призывают перед посвящением нового жреца.
Grande Ezili – старая женщина, которая болеет ревматизмом. Ходит с палочкой, является аспектом Erzulie.
Ibo Lele – независимый и переполненный ненавистью лоа, слишком гордый и высокомерный. Любит, когда внимание всех присутствующих концентрируется только на нем, поэтому не терпит присутствия на церемонии других лоа. Хочет от людей еды, но никогда не говорит, какие конкретно блюда предпочитает.
Jean Petro – это форма Дона Петро, создателя этого ответвления вуду. При жизни он подталкивал людей к революциям и переворотам, поэтому является лоа сопротивления, силы, восстания и идеологом «черной силы».
Krabinay – лоа петро. Одевается в красное и может очень высоко прыгать. Во время оседлания он бывает так опасен, что остальные участники церемонии держатся от него подальше и очень его боятся. Но благодаря своей необычайной силе, этот лоа может быть неоценимым помощником для жреца, если тот сумеет этой помощи добиться. Хотя он очень циничен, иногда помогает в совершенно безнадежных делах.
La Sirene – аспект Erzulie.
Les Invisibles – Невидимые, общее название всех духов.
Linglessu – «вольный каменщик» среди лоа. Его пища должна быть щедро посолена, а к любимым блюдам относятся язык, уши, передние зубы и конец хвоста козы. Когда он оседлывает кого-то, громко кричит хриплым голосом и ведет себя очень резко.
Linto – детский дух из семьи Ghede. Заставляет оседланных вести себя по-детски: они ползают на четвереньках, агукают, плачут из-за еды. Хотя Линто любит покапризничать, он никогда не бывает вредным.
Loco (Loko) – дух развития и страж священных мест, в основном ассоциируется с деревьями. Придает растениям лечебные способности, является патроном целителей и травников, которые всегда призывают его перед началом лечения. Жертвы для него, помещенные в плетеные корзинки из соломы, вешают на ветках деревьев. Всегда ходит с трубкой, а его любимые цвета – белый и красный. Иногда принимает форму бабочки. Он является справедливым судьей, которого призывают для разрешения трудных споров. Считается, что он, как ветер, подслушивает, что говорят люди, поэтому всегда знает истинную версию событий. У него много жен и любовниц, которые молоды, прекрасны, и помогают ему следить и ухаживать за растениями.
Lougarou (Loup garou) – женщина-оборотень, превратившаяся в волка из-за проклятия, которое на нее наложил бокор. Высасывает кровь своих жертв, и этим похожа на европейских вампиров.
Marasa – близнецы, невинные и молодые, которые умерли в раннем детстве. Они сироты, поэтому никого не удивляет, что Близнецы не умеют аккуратно есть и не знают, что такое хорошие манеры. Едят они из двойной тарелки, поедая сразу все. На церемонии появляются всегда очень голодные, и тех, кто забыл принести им еду, наказывают чувствительными пакостями. Кроме того, они очень не любят тех, кто нарушал свои обещания. Не лечат, и не помогают в делах.
Marinette – самый важный женский дух в петро вуду, иногда считается женой Ti Jean Petro. Сильная и порывистая, свой характер унаследовала, видимо, от жестоких мексиканских богинь. Имеет две формы: Marinette Bras Cheche и Marinette Pied Cheche (Маринет с Сухими Руками, и Маринет с Высохшими Стопами), и судя по прозвищам, появляется перед своими последователями в не слишком привлекательном виде, например, как скелет. Существует еще форма Marinette Congo. Ее культ не очень популярен на Гаити, хотя в южной части острова постепенно приобретает популярность. Церемонии в честь Маринет проводятся под натянутым пологом, возле огромного костра, в который бросают соль и подливают бензин. Она является женским воплощением дьявола, жуткой служанкой зла. Когда она оседлывает человека, тот начинает вести себя, как сова, сгибает пальцы, словно когти, гукает по-совиному. Жертвы для нее оставляют в лесу, в глухих и недоступных местах.
Misteria – термин относится к лоа и святому знанию.
Obatala – лоа небес, отвечает за формирование ребенка в материнском лоне, поэтому за врожденные уродства обвиняют его. Иногда называется «Король белого», а его последователи одеваются только в белое. Любимая еда – ракушки.
Ogan Sig Wedo – лоа огана, музыкального инструмента, который используют на церемониях вуду.
Oshun – богиня любви, сексуальности, красоты и дипломатии, владычица пресных вод. Благодаря своему очарованию, без труда реализует намерения. Учит быть счастливыми и довольными. Она прекрасная и щедрая дарительница, но если разгневается, то вымолить прощение у нее бывает очень трудно. Чаще всего Ошун призывают для помощи в сердечных и финансовых делах.
Oya – богиня ветра, огня и молний. Как воительница из пантеона Йоруба, она представляет женскую силу. Она активная, сильная, смелая и независимая, всегда готова пойти на риск. Когда Ойю охватывает гнев, она может призывать ураганы и смерчи, но происходит это лишь в том случае, когда она готова пойти на серьезные перемены. Кроме того, Ойя – великая чародейка и страж ворот в мир умерших. Ее призывают, когда нужна божественная помощь при серьезной болезни, а так же для проведения важных и фундаментальных изменений.
Petite Pierre – очень скандальный и прожорливый лоа, который устраивает драки с присутствующими на церемонии.
Simbi (Simbe, Sim’bi) – лоа в виде водяного змея, который почитается как в рада, так и в петро вуду. Стражник фонтанов и болот, который не может жить без свежей воды. Ритуалы в его честь проводятся неподалеку от водных источников, он очень мудр, очень много знает о тех болезнях, что вызваны сверхъестественными причинами, и об их лечении. Симби поддерживает тех, кто ему поклоняется, а тех, кто его не уважает, преследует, поэтому надо быть либо с ним, либо против него. Как член армии Огуна, он является командиром береговой стражи и может ходить везде, где только захочет. Хотя по натуре он принадлежит к пантеону богов рада вуду, в петро он почитается, как лоа побережья. Когда Симби голоден, он может быть жестоким. Живет он в реках и источниках, иногда ворует тех детей, которые приходят за водой. Симби превращает их в своих рабов на несколько лет, а потом отпускает на свободу.
Sobo – лоа силы и умелый воин. Когда он оседлывает человека, то одевает генеральский мундир, и громким голосом отдает приказы. Собо играет очень важную роль в мифологии вуду. Как символ мощи и силы, он является идеалом для тех жрецов, которые хотят добиться авторитета в местном обществе и приобрести много последователей. Его присутствие обеспечивает собранию безопасность и охрану, в том числе и от злых духов. Он может лечить болезни, причина которых неизвестна, а его любимые цвета – белый и лимонно-желтый.
Sogbo – лоа молнии и опекун флагов, брат трехрогого Босоу. Ему сопутствует Bade, лоа ветра. Человек, которого оседлал Согбо, разбрасывает священные камни – символы лоа. Потом эти камни должны оставаться целый год неприкосновенными, и лишь по истечении этого срока хунган может их собрать.
Сирена и Дельфин – морские лоа, тесно связанные друг с другом. Их почитают всегда вместе. По одним источникам, Дельфин является матерью Сирены, по другим – ее мужем. Когда Сирена оседлывает человека, он начинает говорить на чистом французском языке и вести себя очень кокетливо.
Taireau Trois Graines – это имя переводится, как «Бык с тремя яичками». Считается, что его создали гаитянские креолы. Оседланные этим лоа, едят горстями траву, гневно мечутся в разные стороны и все время ревут, как бык.
Ti Jean Petro – лоа черной магии в петро вуду. Выглядит, как карлик с одной стопой. Хотя его имя – французское, этот лоа походит из Африки, и помогает чародеям, которые занимаются черной магией. Он известен также под именами Petro-e-rouge, Ti Jean Pied Fin, Prince Zandor, Ti Jean Zandor. Он навязчив и порывист, что особенно проявляется во время оседлания верующих. Иногда его отождествляют с создателем петро вуду, доном Педро.
Yemaya – богиня моря и луны, архетип матери, которая обеспечивает своим последователям богатство и процветание. Как та, что дает жизнь и поддреживает землю, она необычайно щедра и охотно одаряет своих почитателей. Но как океан, в приступе гнева она неумолима, поэтому представляет собой мать, которая одаряет любовью, но не отдает свою власть. Эта богиня также является владычицей того, что европейские психологи называют «коллективное бессознательное», и обладает изначальным знанием, так как имеет доступ к тайнам, укрытым на морском дне. Ее призывают во время ритуалов плодородия и всегда, когда нужна помощь в женских проблемах.
Предки
Предки – zanset yo в гаитянском диалекте французского языка (creole), - постоянно присутствуют в жизни последователя вуду. Каждый из верующих живет, дышит и действует, осознавая их присутствие. Даже национальный гимн Гаити начинается со слов: «Для страны и для предков, идем, объединенные».
На Гаити, особенно в сельской местности, каждый поселок, а иногда и отдельное хозяйство, располагают своим семейным кладбищем. Могилы предков семья украшает с таким богатством, на какое только может себе позволить. Некоторые из таких надгробий выглядят, как небольшие каменные дома, в которых сама могила располагается под полом, в земле. В склепах богатых семей даже устраивают подобие «салонов» с удобными креслами и обязательными фотографиями умерших, чтобы те, кто пришел вспомнить ушедших членов семьи, мог это делать с большим комфортом.
Когда кто-то приходит в гости, он обязательно должен посетить семейное кладбище, зажечь свечи или окропить могилу водой, чтобы оказать честь предкам хозяев.
В городе семейные склепы располагаются на коммунальных кладбищах, а не возле домов. Но и здесь могилы украшаются как можно богаче, а те, кто может себе это позволить, монтируют на ней охранные датчики и сигнализацию, чтобы обезопасить покой предков от грабителей, которых могут привлечь металлический гроб, кости или личные вещи мертвеца.
Дело в том, что кости умерших в религии вуду обладают огромной магической силой, особенно, если человек при жизни был хунганом, мамбо или другой известной личностью.
Похороны последователя вуду – дело не простое. Сами похороны проводятся по католическому обряду, и девять ночей после смерти длятся служба и бодрствование у гроба. Девятая ночь на языке creole называется denye prije – «последняя молитва». После этого католическая часть похорон заканчивается.
Через какое-то время после (а чаще до) католической церемонии, проводится обряд вуду, который называется desounin (разделение). Во время этого обряда частица души умершего, его жизненные силы и его главный лоа ритуально разъединяются, и отсылаются в места предназначения. На обряд разделения известных личностей или жрецов прибывают сотни людей, одетых в траурные белые одежды и оплакивающих умершего. Во время церемонии определяется наследник освобождаемого «семейного лоа», - им оказывается тот член семьи, которого он оседлывает во время ритуала.
Через год и один день после смерти проводится церемония retire mo nan dlo (вытягивания мертвых из воды). Дух умершего взывается с помощью чашки с водой, прикрытой белой тканью, и ритуально переносится в глиняный кувшин, который называется govi. Умерший может говорить изнутри гови, либо устами человека, которого для этой цели оседлывает. Гови торжественно помещаются в специальной комнате при святыне.
Иногда дух предка может возвращаться в мир живых по собственному желанию, а не благодаря церемонии призывания. Такого духа называют loa ghede, обычно он поселяется в голове человека, рассказывает ему о себе и влияет на его жизнь. В некоего хунгана с Гаити, по имени Jambe Malheur, подселился такой лоа геде, который представился ему, как Arapice La Croix. Он рассказал, чтоявляется духом гаитянского негра, сообщил дату и место рождения, а так же причину своей смерти. Кроме того, он описал свое астральное путешествие, когда, как дух, путешествовал по иным мирам. Он даже пытался уговорить лоа, у которых были свои гови, чтобы они пустили его в свое «жилище». В конце концов он попал на этого хунгана, который через какое-то время организовал ему церемонию переноса в гови, по просьбе «своего» домашнего лоа Kangi. Не известно, правда, жалел ли Канга потерянную душу, или просто не хотел делиться с ним своим подопечным.
Когда Malheur оседлывался лоа геде Arapica La Croix, то мог совершать необычайные поступки. Во время одной из церемоний он уселся (как Арапика, его оседлавший) посреди огромного церемониального костра. Ужаснувшиеся поначалу люди увидели, что жрец абсолютно цел, и на нем не загорелось ни волосинки. Именно во время этой церемонии лоа La Croix был помещен в свой гови, в котором находится до сегодняшнего дня. Время от времени он оседлывает молодых родственников помогшего ему хунгана, но делает это правильным способом, во время церемонии призывания лоа.