Wicca: игры людей и богов
Иногда викку называют пантеистической, а иногда – панентеистической религией. Действительность посредине. Наши боги не растворены в природе, но они и не стоят над природой или вне ее, они не трансцендентны. Боги викки, Старого ремесла, неотделимы от жизни, от природы, от реальности, от своей игры, от всего, что происходит и всего, что может произойти. Они объединяют в своей игре то, что есть, то, что может быть и то, что будет. Викка обращена не только к настоящему, но и ко всем альтернативам будущего, и поэтому она может учить.
Классическую теогонию принято начинать со слов «в начале…». Например: «в начале был хаос» или «в начале было слово» или «в начале был большой взрыв» или «в начале вообще ничего не было». Викканская теогония не такова. Старое ремесло говорит: «не было никакого начала». Согласно викке, игра Первой Пары, Богини и Бога была всегда и всегда будет. Если бы этой игры не было, то ничего бы не было никогда – поскольку все порождается лишь этой игрой. Игра будет длиться вечно, поскольку ничто не может ее прекратить.
Викканские боги были всегда, правда, не всегда их называли богами. «Бог», «Theos», «God» - это просто слова, под которыми мы понимаем основы мироздания, то, на чем держится мир, то, что его движет. Мир существует в виде игры двух Оснований – хаоса и порядка, только из-за этого в мире что-то происходит.
Хаос всегда содержит в себе порядок, а порядок – содержит в себе хаос.
Инь и Ян.
Женское и мужское начала.
Тайна и ясность.
Тьма и свет.
Богиня и Бог.
Назовите это как угодно, и это будет правильно, но это не будет исчерпывающим – игра неисчерпаема. Хаос порождает порядок, содержащий частицу хаоса, содержащую зерно порядка…
Когда мы строим теории о свойствах Оснований, то не придаем им конкретного образа, а пользуемся абстрактными методами – философией или математикой. Но если мы воспринимаем их через эмоции, через искусство, через созерцание или действие, то всегда придаем им антропоморфный облик. А как же иначе: ведь мы – люди.
Говорят, на заре цивилизации, когда возникла викка, Богиню и Бога представляли именно так:
Богиня - та, которая правит Луной, та в чьих волосах запутались звезды и в чьих глазах отразилась ночь, та, которая дарит любовь, та, которая определяет рождение жизни.
Бог - тот, который правит Солнцем, тот, кто меняет времена года, тот, кто оплодотворяет землю и защищает всходы, тот, который учит любознательности и ремеслу.
В традиции палеолита Богиню и Бога изображали с определенными атрибутами.
У Богини - крупная грудь и широкие бедра. Она – рождающая и вскармливающая.
У Бога - грация хищника и наброшенная сверху рогатая туша. Он – охотник и защитник.
В эпоху неолитической революции символика трансформировалась.
Богиня приобрела то изящество, которое мы связываем с красотой и женственностью. Тогда ее начали представлять танцующей, в гармоничном движении, выражающем и сексуальность, и мудрость. Тогда же на ее изображениях появилась чаша - символ мудрости, концентрирующейся вокруг домашнего очага. Той мудрости которую позже будут называть ведовством. Богиня неолита предстает в трех образах: подруга, мать и ведьма.
Бог обретает два образа: ведь мужчина становится не только добытчиком и защитником, но также хозяином и работником. У него появляется домашний скот, обрабатываемая земля и орудия ремесла. Он создает принципы регулярного хозяйства. На изображениях бога появляется фигурный посох – символ ремесла. Рога, которые продолжают оставаться атрибутом Бога, символизируют теперь не только добычу охотника, но и силу животных, подчиненных человеку. Бык, как наиболее сильное из домашних животных, становится символом мужского начала и в работе, и в сексуальности.
Позже, в эпоху античной классики, новые атрибуты Богини и Бога умножались и специализировались по ходу развития общественного производства, культуры, семейных и политических отношений, так что возник пантеон Богинь и Богов. Наверное, в этом была определенная логика, но виккане не склонны проводить такое обособление. С нашей точки зрения Богиню и Бога предпочтительнее почитать целостными, а не разделенными, иначе может быть утрачена суть их понимания, как двух Оснований реальности.
Говорят: викканские боги всегда рядом с людьми. Не где-то за облаками, не за небесным сводом, не в ином мире. Они с самого начала присутствовали во всем – в повседневных делах и праздниках, в любви и в магии, в земледелии и ремесле, в опасных вылазках охотников и первопроходцев. Они были в каждом вспаханном поле и в каждом прорастающем семени. Они были в мельничном колесе и в воде, вращающей колесо. Они были в мастерстве кормчего и в ветре, который надувал паруса корабля. Они были в кузнечном горне и в молоте кузнеца. Они были в огне очага и в стенах жилища.
Наш магический круг – это обращение Луны и Солнца, это цикл времен года, это круг тепла и света у первобытного костра, и далее – у каждого очага, построенного людьми. Наша пентаграмма – это путь утренней звезды по небу, это первый геометрический чертеж и первый математический расчет.
Иногда викку называют пантеистической, а иногда – панентеистической религией. Действительность посредине. Наши боги не растворены в природе, но они и не стоят над природой или вне ее, они не трансцендентны. Боги викки, Старого ремесла, неотделимы от жизни, от природы, от реальности, от своей игры, от всего, что происходит и всего, что может произойти. Они объединяют в своей игре то, что есть, то, что может быть и то, что будет. Викка обращена не только к настоящему, но и ко всем альтернативам будущего, и поэтому она может учить.
Говорят: всегда и во всем надо учитывать действие обоих Оснований. Во всем надо видеть и действие хаоса, и действие порядка. Пренебрежение любым из них – это нарушение баланса. Нарушение баланса – корень всех бед, соблюдение баланса – залог удачи. Викка учит видеть дуальность последствий любого действия. Дуальность присутствует во всяком искусственном или естественном явлении. Нельзя создать что-либо, ничего не разрушив, невозможно извлечь пользу, ничего не повредив. Но, с другой стороны, любое разрушительное явление можно применить для созидания, и в том, что причиняет вред, всегда есть то, что можно обратить себе на пользу. Счесть что-либо абсолютным добром или абсолютным злом – значит допустить ошибку в самом начале пути: ведь природа не содержит ничего такого, что соответствовало бы этим понятиям.
С древнейших времен игра двух Оснований ассоциировалась с эротической игрой. В современной викке баланс и гармония отношений в сексе считается одной из основ понимания Старого Ремесла.
Wiccan Rede начинается словами Bide the Wiccan Laws we must In Perfect Love and Perfect Trust – нам необходимо придерживаться викканских правил в совершенной любви и совершенном доверии.
Эротика определяет не только счастье пары, но и творческий потенциал каждого. Викка следует естественному пути, не одобряя ни искусственного подавления сексуальности, ни ее искусственного стимулирования. Обе крайности влекут за собой дисбаланс и в физиологии, и в психике человека. Сексуальные ритуалы викки никогда не отделяются от естественного стремления мужчины и женщины друг к другу. Можно сказать, что акт взаимной любви для виккан – это всегда ритуал, это – участие в игре двух Оснований, Богини и Бога. Каждое движение игры - неповторимо. Игра не знает особых правил, она развивается, следуя естественным желаниям обоих.
Эротический мотив викканских практик, конечно, не исчерпывается сексом. В общем смысле эротика свойственна и танцу, и песне, и графике. Викканская традиция, уходящая корнями в доисторическую эпоху, накопила значительный объем знаний о человеческой сексуальности. Поскольку за это время человек не изменился физически и очень мало изменился в смысле психологии, эти знания в полной мере применимы и сейчас.
Теги: Викка: ритуалы, молитвы, медитации