ЧАСТЬ 1
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Тема, предлагаемая вашему вниманию, выглядит интригующе необычной и даже таинственной, мистичной несмотря на то, что в действительности, явление мысленного внушения, как и многие другие необычные психические явления, известно людям с древнейших времён. (Например, развитие подобных способностей является элементом Раджа-Йоги.) Также как и большинство других явлений, оно долгое время не удостаивалось научного внимания из-за редкости ярких случаев своего проявления и сложности достоверной интерпретации. Особенностью научного мировосприятия является то, что оно последовательно строит всё более совершенные, рациональные и логичные модели окружающего мира, загоняя всё видимое людьми под субъективно наиболее близко соответствующие этому приблизительные модели (которые, тем не менее, почти всегда считались окончательными) и отвергает то, что не может быть объяснено при каком-либо текущем состоянии знаний и человеческого интеллекта. Логически строгую и достоверную модель многих сложных явлений долгое время создать не удаётся, поэтому их предпочитают не замечать, либо отвергать их реальность под любыми предлогами.
В связи со спецификой явления, первыми научными специалистами, заинтересовавшимися изучением мысленного внушения, были гипнологи. С середины IXX века это явление привлекало внимание таких учёных как английский гипнолог Майо (1850г.), французские гипнологи Жибер, Жане и Рише (1878-86г.) и т.д. Однако ни этим, ни последующим исследователям не удалось решить три основные задачи:
1) провести глубокий и полный анализ психических процессов индуктора и перципиента, обуславливающих реализацию явления;
2) создать эффективную методику обучения его реализации;
3) найти достоверное объяснение природы явления.
Практически все исследования ограничивались лишь изучением внешних особенностей данного явления. Это было обусловлено следующими основными трудностями:
1) Редкостью ярких случаев проявления данного явления. Всем людям свойственно закрывать глаза на что-то необычное, но слабовыраженное и оставляющее сомнения в интерпретации. Человеческое подсознание отбрасывает это как маловажные случайности, фильтруя информацию на основе формируемых с детства стереотипов восприятия. И лишь только какие-либо яркие жизненные случаи способны заставить человека задаться вопросом: "Каким образом это возможно?"
2) Чрезвычайной сложностью самоанализа психических процессов, обуславливающих реализацию явления. Без этого тонкого дифференциального анализа психических процессов не удавалось создать эффективную методику обучения реализации мысленного внушения.
3) Сложностью природы явления. Вопрос ? "Каким образом это возможно?" ? долго выходил за рамки возможностей научного объяснения. Дело в том, что при мысленном внушении "каналом" передачи воздействия на перципиента является именно мысль индуктора и ничего более. Учёные многократно убедились в этом в ходе множества экспериментов. Но невозможность как-либо научно объяснить это создавала впечатление пугающей мистичности либо недостоверности, особенно у людей не имевших непосредственного знакомства с явлением.
4) Психологическими особенностями человеческого восприятия и мышления. Упомянутое отбрасывание человеческим подсознанием слабопроявленных и сомнительных явлений за пределы "поля анализа" является именно общечеловеческим явлением ? оно свойственно и гипнологам, и психологам, и другим учёным. Именно поэтому данное интереснейшее явление ещё серьёзно не изучается и даже не упоминается в научной психологии, остаётся неизвестным для большинства людей. Вторым существенным фактором является неосознаваемая склонность людей к созданию ложных интерпретаций. Как совершенно справедливо отмечается (но опять же не всегда предохраняет от ошибок) психологами, существуют сами по себе феномены и совершенно отдельно от них субъективное, внутреннее психическое восприятие их людьми. Это сугубо индивидуальное восприятие и интерпретация явлений окружающего или внутреннего психического мира могут казаться совершенно правильными с точки зрения какого-либо человека, но совершенно ложными с точки зрения абстрактной "абсолютной научной истины". Следует отметить, что с точки зрения научной философии истина ? есть процесс: на каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной ? приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Его истинность обусловлена уровнем развития материальной практики, духовной культуры, совершенством специализированных средств наблюдения, эксперимента и т.п. Современный человек пока часто не способен уберечься от ошибки принять своё личное мнение в качестве неоспоримой "истины в последней инстанции". Его сознание находится под влиянием подсознательной психики, которая "не терпит пустоты", принимая в качестве объяснения чего-либо просто то, что выглядит наиболее достоверным исходя из личностных особенностей и подсознательных интересов (неосознаваемого актуализированного мотивационного влияния на восприятие и мышление) данного человека.
Практически все попытки объяснить природу феномена мысленного внушения сводились к абсолютно ложному отрицанию чисто мысленного характера взаимодействия индуктора с перципиентом, т.е. к отрицанию самого факта существования феномена. Тем не менее, такая ситуация устраивала "научное большинство", поскольку единственной альтернативой являлось признание своего интеллектуального бессилия перед крайне необычной и сложной научной проблемой. Подсознание людей выбирало отстаивание их личного профессионального самолюбия в ущерб честности и научной добросовестности.
Та позиция, которую заняла "широкая научная общественность" по отношению к рассматриваемому феномену (как, впрочем, и ко многим другим), показывает, что существует проблема общего несовершенства человеческого разума ? неспособность самоконтроля влияния подсознания на процессы восприятия и мышления. Эта проблема является серьёзнейшим препятствием на пути научного развития человечества, а также скрытым источником личностных и социальных конфликтов, развития психопатологий. Поэтому она должна стать предметом серьёзного научного анализа в психологии.
Наиболее серьёзные научные исследования особенностей мысленного внушения были предприняты российскими учёными Л.Л.Васильевым ("Экспериментальные исследования мысленного внушения." 1962г.) и С.Я.Турлыгиным ("Излучение микроволн (??2мм) организмом человека." //Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1942г. т.XIV, №4). Результаты этих экспериментов доказали, что речь идёт именно о крайне необычном биофизическом явлении чисто мысленного воздействия индуктора на перципиентов, а также показали, что такое воздействие возможно и при изоляции индуктора от перципиента расстоянием или каким-либо экранированием (хотя это увеличивало затраты усилий индуктора). Это указывало на не электромагнитный, а какой-то более сложный характер биофизической природы явления.
Как уже отмечалось, наиболее часто с яркими случаями мысленного внушения сталкиваются гипнологи, поскольку это обусловлено спецификой их работы. Это тем более делает поразительным то, сколько времени закрывались глаза на факт существования этого необычного явления. По сути, огромное количество людей близких к науке молча мирилось с наличием элемента мистицизма в их профессиональной деятельности. Дело в том, что достижение основного "рабочего состояния" клиента ? состояния раппорта ? в гипнологии традиционно трактуется как результат специфического сужения его сознания (до функций речевого взаимодействия с индуктором и отображения внушаемых им образов) вследствие специально подбираемых форм воздействия на первую и вторую сигнальные системы и ничего более. Однако практический опыт гипнологов показывает, что этих форм воздействия недостаточно для по-настоящему эффективной работы с клиентами. Негласным и даже зачастую неосознаваемым секретом мастерства профессиональных гипнологов является использование мысленных усилий, направленных на достижение клиентом требуемого психического состояния, увеличение его восприимчивости к гипнотической индукции. (Очень часто этот аспект профессионализма трактуется просто как "состояние твёрдой уверенности индуктора в успехе его работы", мистическим образом воздействующее на клиента.) Именно способность жёстко волевого "мысленного ведения" клиентов к достижению ими гипнотического состояния определяет успешность работы гипнологов. Причём, затрачиваемые ими на это умственные усилия зачастую чрезвычайно велики. Например, знаменитый российский гипнотерапевт Феликс Зах (который, в частности, много и успешно выступал с массовыми сеансами гипноза и был одним из немногих специалистов, владевших навыком гипнотического излечения заикания) несколько раз в жизни полностью слеп на долгое время из-за огромных мысленных усилий при реализации гипнотического воздействия в отношении наиболее сложных пациентов. Ещё большую роль играет "мысленное ведение" клиентов в эриксонианском гипнозе и НЛП. Причём, в них официально выделены метод гипнотической индукции путём использования "прямой личной силы" (мысленного воздействия), а также метод "вживания" во внутренний мир объекта гипнотического воздействия, для обеспечения "несловесной синхронизации и ведения". Однако специалисты предпочитают не замечать и никак не объяснять мистичность этих привычных им, но необычных по сути методов.
Следует отметить, что явление мысленного внушения не ограничивается лишь одним мысленным взаимодействием человека с человеком. Множество людей столкнулись с фантастическим фактом возможности подобного воздействия и на поведение самых различных животных. Однако учёные даже не пытались это объяснять или исследовать. Такие факты относили к субъективности восприятия, простым видам невербальной коммуникации (на основе зрительного и слухового восприятия), а также различным случайностям.
Уникальный характер явления мысленного внушения демонстрируют эксперименты на животных, осуществлённые, например, в 1919-26 годы знаменитым психофизиологом, гипнологом и психиатром В.М.Бехтеревым по инициативе знаменитого дрессировщика В.Л.Дурова. В этих экспериментах В.М.Бехтереву удавалось своим мысленным воздействием заставлять собак выполнять достаточно сложные задания, чтобы была очевидна реальность подобного воздействия. Однако невозможность как-либо объяснить это явление остановила дальнейшее развитие его изучения. К сожалению, это было характерно и для всех последующих попыток проведения подобных исследований. Между тем, экспериментаторам следовало бы задаться естественным вопросом: "Не имеет ли явление мысленного внушения общий характер для всех живых существ?" Знакомство с результатами экспериментов В.М.Бехтерева и В.Л.Дурова возбудило в авторе интерес проверить это, и в результате упорных и длительных тренировок ему удалось сделать то, что казалось невозможным: провести эксперименты, показавшие, что мысленное воздействие человека возможно в отношении практически всех живых существ. Необходимо отметить, что автору удалось добиться уникальных результатов: удалось обнаружить и подробно изучить особенности реализации явления мысленного ("психофизического") воздействия на поведение и физиологию практически всех живых организмов (вплоть до примитивнейших плоских червей ? планарий). Ничего подобного такому комплексному и научно-рациональному исследованию ранее не делалось, и даже сама возможность подобного до сих пор ещё почти не известна.
Исследования вынужденно были неофициальны и не имели строго научный характер, поскольку осуществлялись в начале 80-х годов и их результаты могли вызвать нездоровый интерес со стороны представителей мировых спецслужб. (Сейчас эта эпоха уже начала забываться людьми, но в то время это было актуальным фактором жизни.)
Результаты исследований показали, что явление мысленного ("психофизического") воздействия применительно к человеку представляет собой осуществляемое мысленным усилием внушение объекту каких-либо команд, управляющих поведением объекта, и "моделей" внутреннего физиологического состояния, воспринимаемых объектом без задействования органов чувств и реализуемых им без осознания их обусловленности внешним влиянием, а также мыслей, эмоций и псевдосенсорных (галлюцинационных) восприятий. Обобщённо по отношению ко всем другим видам живых организмов это явление представляет собой осуществляемое мысленным усилием полное управление двигательным поведением и всеми физиологическими процессами в организме объекта (вне зависимости от особенностей его биологической природы).
Следует отметить, что пока не существует устоявшегося научного термина, характеризующего данное явление (которое является разновидностью "психофизических" явлений). Понятие "мысленного внушения" применимо лишь по отношению к мысленному воздействию человека на человека, говорить же о "внушении" по отношению к примитивным видам животных ? некорректно. В терминах зарубежной парапсихологии его можно отнести к DMILS ? Direct Mental Interaction with Living Systems ("прямое умственное взаимодействие с живыми системами"). Однако этот термин имеет более широкое поле значений и, пожалуй, недостаточно удобен для употребления в русском разговорном языке. Поэтому, возможно, в русском языке будет более удобен англозвучащий термин "суггестия" с оговоркой специфичного контекста его употребления (при обсуждении явлений мысленного воздействия человека на других людей или живые существа).
ЧАСТЬ 2
ОСОБЕННОСТИ ЯВЛЕНИЯ МЫСЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И МЕТОДОВ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Основными особенностями явления мысленного воздействия являются следующие:
1) Реализация мысленного воздействия возможна двумя почти идентичными по диапазону своих возможностей, но разными по сути методами: "силовым" (директивным мысленным воздействием) или "подстановкой" (мысленным слиянием с объектом и как бы замещением его мыслей своими собственными). "Силовой" метод позволяет с максимальной эффективностью использовать возможности индуктора при концентрированных импульсных воздействиях. При этом, наиболее эффективное воздействие осуществляется по линии прямого взгляда. Однако возможности "силового" метода жёстко ограничены необходимостью визуального контакта с объектом воздействия, иначе оно становится "расфокусированным". Метод "подстановки" требует более тесной "информационной связи" с объектом, поэтому эффективен на значительно меньших расстояниях и не позволяет использовать такие мощные, концентрированные импульсы, как "силовой", но более эффективен (субъективно менее энергоёмок) в условиях отсутствия визуального контакта с объектом воздействия (в темноте, вне поля зрения или с закрытыми глазами), а также более "цепок" в данных условиях.
Следует отметить, что эта зависимость от расстояния до объекта и возможности его беспрепятственного сенсорного восприятия является лишь характерной чертой конкретной используемой техники реализации воздействия. Существует также метод мысленного воздействия, не зависящий от расстояния до объекта и наличия какой-либо экранировки (он использовался, например, в экспериментах Л.Л.Васильева). Но он весьма сложен для использования и, тем более, для обучения, поэтому не будет здесь рассматриваться. Упомяну лишь, что он основан на формировании "информационной связи" с объектом не путём его непосредственного сенсорного восприятия (как в рассматриваемых методах), а посредством мысленного формирования его максимально отчётливо воспринимаемого образа.
2) Существует сильная зависимость прилагаемых индуктором усилий от расстояния до объекта воздействия. Зона эффективного воздействия определяется индивидуальными способностями индуктора, но, в основном, ограничивается несколькими метрами. (Например, гипнолог начала XX века Стефан Манжарский указывал на то, что наилучшие результаты экспериментов по мысленному внушению обеспечиваются при расстояниях до 4м.) Максимальная дальность мысленного воздействия "силовым" методом, по результатам экспериментов автора, достигает более 60м (приблизительно, до 100м при воздействии на полёт птиц). При этом достигается лишь воздействие на направление движения объекта. Следует отметить, что при определённой степени развития способностей к мысленным воздействиям нет чёткой грани между используемыми методами, поэтому воздействие на большом расстоянии может эффективно осуществляться методом формирования мысленного образа объекта.
3) Существует сильная зависимость прилагаемых индуктором усилий от наличия какого-либо экранирования объекта. Например, обычное оконное стекло (две пластины толщиной по 4мм в оконной раме) вполне "прозрачно" для воздействия на двигательное поведение объектов на расстоянии около 40м. Однако витринное стекло (две пластины толщиной по 10мм) почти полностью "непрозрачно" (по крайней мере, исходя из личного опыта автора). Это происходит из-за разрыва "информационной связи" с объектом несмотря на его визуальное восприятие, что указывает на сложный биофизический характер природы явления. Также, сильно ухудшают возможности воздействия такие препятствия как стены, но только при превышении определённого расстояния до объекта, а также от объекта до края подобного экрана. Например, какой-либо плоский экран неэффективен, если объект воздействия расположен от края экрана ближе, чем приблизительно 15см при дистанции воздействия ~10м. Максимальное расстояние, на котором возможно воздействие на объект в воде, составляет около 50см. При этом также всегда существенное значение имеет размер объекта воздействия. Чем он крупнее, тем на большем расстоянии удаётся сформировать плотную "информационную связь" с ним (это также одна из особенностей биофизического аспекта явления). Разумеется, метод мысленного воздействия на основе формирования мысленного образа объекта позволяет игнорировать эти ограничения.
4) Мысленное воздействие применительно к человеку позволяет реализовать внушение объекту каких-либо команд, управляющих поведением объекта, и "моделей" внутреннего физиологического состояния, воспринимаемых объектом без задействования органов чувств и реализуемых им без осознания их обусловленности внешним влиянием, а также мыслей, эмоций и псевдосенсорных (галлюцинационных) восприятий. Это воздействие может быть реализовано в отношении нескольких объектов одновременно. Обобщённо по отношению ко всем другим видам живых организмов это явление представляет собой осуществляемое мысленным усилием полное управление двигательным поведением и всеми физиологическими процессами в организме объекта (вне зависимости от особенностей его биологической природы).
Диапазон возможных реакций на мысленные воздействия наиболее обширен для случая взаимодействия "человек-человек". Это ? любые виды внешних и внутренних псевдосенсорных восприятий, моделируемых в воображении индуктора, любые физически осуществимые виды двигательных реакций, изменение тонуса внутренних органов и различных зон кровеносной системы, а также сердца и головного мозга. Следует отметить, что наиболее простым и практически постоянно присутствующим элементом мысленного контакта индуктора с перципиентом является мысленная передача чувств и эмоций, оттенков внутреннего состояния (тонуса), которая зачастую происходит непроизвольно. Возможно также широкое регулирование качественных параметров мышления и управление механизмами памяти как в целом, так и по отдельным её видам, в том числе, "стирание" информации о только что происшедших или происходящих в данный момент времени событиях.
В целом, сложность мысленного управления поведением и физиологией объектов определяется лишь способностями индуктора к формированию отчётливых мысленных картин требуемых эффектов. При этом даже в отношении примитивных животных возможно не только мысленное управление двигательным поведением, но и более сложные и комплексные воздействия на их психические процессы. Например, улитке можно "внушить" прикосновение к той или иной её "антенне" (что приводит к их защитному сжатию), либо просто чувство опасности, заставляющее её спрятаться в раковине (это может быть сделано несколько раз подряд), аквариумным рыбкам ? необходимость подплыть к кормушке или начать заглатывать плавающий на поверхности корм, чтобы удовлетворить голод.
5) Восприятие мысленного воздействия перципиентом осуществляется на подсознательном уровне, поэтому он не ощущает внешнего характера возникающих в его сознании мыслей, слуховых, зрительных и сенсорных образов. Благодаря этому осуществим эффект "программирования", когда объект выполняет внушённые ему модели поведения и конкретных действий с определённой рассрочкой во времени, наподобие того, как это реализуется в случае "классического" гипноза. Однако всё внушаемое при этом не образует столь глубокого отпечатка в подсознании и не имеет такого обязательного характера для выполнения как при гипнозе. Поэтому реализация внушаемого, в целом, зависит, как и реализация обычных желаний и намерений человека, от суммы реальных жизненных обстоятельств.
Вам не требуется, как вам может казаться, подавлять волю объекта, поскольку мысленное воздействие воспринимается им неосознаваемо. Применительно к человеку, его сознание лишь способно регистрировать и анализировать для выработки реакции конечные последствия изменения психического состояния как появление диссонанса при сопоставлении с предшествующей волевой установкой направленности психических процессов (намерений, определённых для реализации в текущий момент и "направления хода мыслей"), оставшейся в кратковременной памяти. Кроме того, при достаточном опыте и благоприятных условиях "контакта" она может быть вовсе сделана "прозрачной" для воздействия. Простейшим способом такого отключения внутреннего самоконтроля является предварительное "стирание" кратковременной памяти. При этом объект на несколько мгновений впадает в "оглушённое" состояние (ступор), пока не будет взят под внешний контроль или не восстановит в своём сознании информацию о предшествующем психическом состоянии (в том числе, о намерениях) из незатронутых более глубоких слоях памяти. "Стирание" памяти может быть дополнено блокировкой механизмов её подсознательного восстановления, что способно привести объект в длительное "оглушённое" состояние или состояние подобное гипнотическому трансу. В связи с физиологической сложностью мозга эффект "стирания", в действительности, не является абсолютным. Какая-то часть информации может быть впоследствии восстановлена либо под гипнозом, либо спустя длительное время (5-10 лет) самостоятельно, при попытке мысленного воссоздания обстоятельств события.
6) Мысленное внушение, даже только в отношении людей, не имеет сходства механизмов своей реализации с какими-либо методами гипнотического воздействия. Однако оно часто неосознаваемо используется для повышения их эффективности. В частности, при гипнотическом внушении на основе методов эриксонианского гипноза и НЛП, а также при большинстве методов "классического" гипноза специалистами неосознаваемо используется простейшая разновидность "силового" мысленного воздействия ? "подталкивание" ментальных процессов объекта в сторону увеличения восприимчивости к оказываемой гипнотической индукции, а также поддерживания устойчивости и углубления гипнотического состояния.
С распространением публикуемой здесь высокоэффективной методики мысленного внушения многие старые методы гипнотического воздействия потеряют смысл как менее эффективные. Однако комбинация ранее известных методов "классического" и эриксонианского гипноза с методом мысленного внушения, несомненно, будет весьма эффективной. В частности, сочетание методики мысленного воздействия с методикой эриксонианского гипноза будет эффективным и целесообразным для обеспечения быстрой и глубокой (по длительности последствий и масштабам трансформации психики объекта) психокоррекции.
Сами возможности мысленного внушения и гипноза, в основном, также не совпадают. Мысленное воздействие при обычной, мгновенной своей реализации способно обеспечить лишь кратковременное (в основном, в пределах 10с) "программирование" поведения и психокоррекцию. По сути, это представляет собой лишь полную или частичную замену содержимого сознания объекта на "психомодель" требуемых перемен в его поведении, изменения намерений объекта. Также, мысленное воздействие способно обеспечить наиболее простые формы долговременного "программирования" поведения и психокоррекции, но лишь при длительной (хотя и реализуемой за один раз) и чрезвычайно сложной работе с объектом, требующей полного отключения его сознания. Однако данное использование мысленного внушения вместо гипноза неэффективно и нецелесообразно. Сложное и долговременное "программирование" поведения, психокоррекция и психофизиологическая коррекция (наподобие гипнотического лечения органических заболеваний центральной нервной системы) при помощи мысленного внушения невозможны.
7) Мысленные воздействия, в основном, реализуются за счёт коротких, жёстких волевых импульсов индуктора. Минимальная длительность импульсов может составлять доли секунды (около 0,1с). (Это весьма сложно для реализации и необходимо только в некоторых специфических случаях воздействия на примитивных животных.) Максимальная длительность воздействия не имеет какого-либо ограничения, кроме психофизиологических способностей индуктора. Однако в большинстве случаев достаточно воздействия длительностью от одной до нескольких секунд чтобы обеспечить реализацию даже весьма сложных и мощных воздействий. Никаких внешних изменений в поведении индуктора при этом может не происходить. Он может разговаривать или заниматься любыми делами, одновременно воздействуя на объект. Зрительное или слуховое восприятие объекта также могут временно прерываться не мешая реализации воздействия. На небольшом (приблизительно, до 4м) расстоянии воздействие может быть реализовано вообще без зрительного или слухового восприятия объекта. Реакция объекта может быть как мгновенной, так и чуть отсроченной в зависимости от вида воздействия, целей индуктора и успешности реализации им воздействия.
В качестве основных особенностей методов реализации мысленных воздействий необходимо отметить следующие:
1) Основными условиями успешности реализации мысленных воздействий являются необходимость формирования "плотной" информационной связи с объектом, необходимость яркого мысленного представления о реализации объектом необходимой реакции (далее будем называть его "психомоделью" требуемого воздействия), а также необходимость "трансформирующего" волевого усилия, направленного на безусловную реализацию воздействия.
"Информационная связь" с объектом формируется на основе прямого или косвенного сенсорного восприятия, но не эквивалентна просто сенсорному восприятию. Это состояние максимально отчётливого комплексного "ощущения объекта", которое должно поддерживаться в течение всего процесса реализации мысленного воздействия. Это можно рассматривать как сознательно формируемую эмпатию (англ. empathy ? сочувствие). Чтобы сформировать информационную связь с объектом воздействия, необходимо настроиться на его непосредственно воспринимаемый или как-либо опосредованно формируемый образ и постараться как бы "прочувствовать" его с максимально возможной отчётливостью.
"Психомодель" реализуемого мысленного воздействия представляет собой яркое и отчётливое мысленное представление о реализации какой-либо конкретной формы данного воздействия.
Например, французский гипнолог Каслант высказался об этой особенности следующим образом: "Для того, чтобы добиться наилучшего результата индукции, необходимо мысленно сформулировать то задание, которое желательно передать, и затем сознательно отправить его испытуемому, представив себе его образ возможно более ярко." Эту особенность реализации мысленного внушения также отмечал гипнолог К.И.Платонов, сотрудничавший с Л.Л.Васильевым. "Важно отметить, что когда я оказывал воздействие на испытуемого, в форме мысленного приказа: "Засыпайте!", "Спите!" (т.е. словесного приказа), то последний всегда был безрезультатен. Но при моём зрительном представлении образа и фигуры заснувшего испытуемого эффект всегда был положительным."
"Трансформирующее" волевое усилие представляет собой чрезвычайно яркое и отчётливое по-галлюцинационному уверенное осознание того, что "психомодель" реализуемого воздействия начинает трансформироваться в объективную реальность или даже, что она, в действительности, и есть истинная объективная реальность в данное мгновение. Чаще всего, данное осознание достигается коротким предельно сильным импульсом воли, но в некоторых случаях оно может поддерживаться длительное время (до нескольких минут непрерывно).
В сущности, для реализации мысленного воздействия необходимо сформировать у себя максимально яркую и отчётливую сознательно управляемую галлюцинацию реализации желаемого результата.
Эффективная реализация мысленного воздействия требует формирования (чаще всего, импульсного) весьма специфичного психофизиологического состояния, которое далее будем называть "особым состоянием сознания".
"Особое состояние сознания" представляет собой специфическое психофизиологическое состояние мозга близкое к возникающему при аутогипнозе, при котором создаются оптимальные условия для реализации мысленных воздействий. Это состояние высокой "фоновой" (постоянно поддерживаемой) концентрации внимания (преимущественно в плане селективного внимания) с полным освобождением сознания от каких-либо отвлекающих факторов, несмотря на сохранение обычного сенсорного восприятия от окружающего мира, при котором резко улучшаются способности к формированию ярких мысленных представлений и мощных волевых импульсов, обеспечивающих возможность специфического сознательно управляемого галлюцинирования.
Субъективно "особое состояние сознания" характеризуется специфичной "пустотностью" сознания от каких-либо отвлекающих мыслей и сенсорного восприятия, уходящего на дальний план сознания. Никакого "выпадения" из окружающего мира при этом не происходит, поэтому внешне данное состояние почти не заметно. В некоторых случаях при реализации мысленных воздействий может происходить значительное углубление концентрации внимания вплоть до полного отключения сенсорного восприятия от окружающего мира (состояния транса). Однако это представляет собой углублённую форму того же "особого состояния сознания".
2) Овладение способностями к реализации мысленных воздействий ? это овладение способностями управления своей психофизиологией. Это является трудной, но вполне решаемой задачей и может быть достигнуто с помощью различных видов тренинга. В связи с тем, что "особое состояние сознания", необходимое для реализации мысленных воздействий, близко к возникающему при аутогипнозе, обучение аутогипнозу может существенно способствовать развитию этих способностей. Но наиболее высокую эффективность в подобных случаях имеют методы обучения под гипнозом.
В результате большой экспериментальной и аналитической работы автору впервые в мире удалось создать методики тренинга способностей к мысленным воздействиям, которые будут рассмотрены далее и предлагаются всем интересующимся для апробации.
ЧАСТЬ 3
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЫСЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Мысленные воздействия имеют следующую принципиальную последовательность своей реализации:
I. "Силовое" мысленное воздействие:
1. Слежение и настройка (формирование поверхностной информационной связи).
2. "Фокусировка" и формирование "контакта" (объектная концентрация внимания и формирование углублённой информационной связи).
3. Внушение "корректирующей" информации.
II. Мысленное воздействие "подстановкой" ("замещением"):
1. Слежение и настройка.
2. "Проникновение" (перенос сознания и слияние).
3. Переориентация и коррекция внутреннего состояния объекта.
Данное разбиение на элементарные стадии необходимо для обеспечения чёткого представления о содержании и последовательности действий, гарантирующих достижение максимального тренировочного эффекта. Оптимальным объектом для тренировок по развитию способностей к мысленному воздействию являются аквариумные рыбки, а не высшие виды животных, как это могло бы показаться, и, тем более, не люди. Это объясняется не только этикой, но и чисто практическими преимуществами. Прежде всего, рыбки снимают стрессовое состояние, препятствующее концентрации внимания. Во-вторых, они являются "нейтральными" объектами, беспристрастно демонстрирующими наличие или отсутствие воздействия. В-третьих, приобретённый при тренировках с ними опыт остаётся полностью справедливым в отношении любых других объектов. В-четвёртых, аквариумные рыбки и улитки хорошо подходят для оценки выработанной силы воздействия. Критериями её могут служить быстрота вызванной реакции и непрерывная длительность воздействия, определяемая возможностями сложного управления движением медленно перемещающегося объекта при стабильных условиях контакта (таким как, например, улитка на стекле аквариума). Для строгих экспериментов можно использовать возбуждение оборонительного рефлекса (имитировать прикосновение) у улиток (это можно делать несколько раз подряд). Другими, хотя и менее подходящими объектами для тренировок могут служить какие-либо непрерывно, но медленно перемещающиеся примитивные мелкие животные (например, муравьи и другие насекомые). Высшие виды животных неудобны для тренировок, поскольку имеют много побочных, отвлекающих ваше внимание реакций на попытки мысленного взаимодействия. Это резко снижает интенсивность тренировок, а значит, и скорость необходимых процессов физиологической адаптации мозга. Поэтому будем рассматривать обе схемы реализации мысленных воздействий применительно к аквариумным рыбкам, улиткам или насекомым.
"СИЛОВОЕ" МЫСЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.
I. Стадия слежения и общей настройки является весьма важной как для тренировки способностей к мысленным воздействиям, так и для практического их использования в будущем. Это обусловлено рефлекторным задействованием на ней необходимых подсознательных механизмов мозга и, одновременно, снятием стрессового состояния. Следует отметить, что именно формирование отчётливой, "плотной" информационной связи с объектом является критически важным для успешности реализации мысленного воздействия. Поэтому в начале обучения вам необходимо уделять стадии предварительной настройки существенное время, пока вы не начнёте отчётливо ощущать формирование информационной связи с объектом воздействия.
1) Отодвиньтесь от объекта приблизительно на 30см и держитесь так, чтобы несмотря на свои перемещения он находился приблизительно на линии прямого взгляда. Если воздействие осуществляется на улитку (или другой мелкий объект), нужно приблизиться к ней так, чтобы можно было наблюдать за ней с максимальными подробностями (приблизительно, на 15см).
2) Наблюдая за ним, постепенно концентрируйте свой взгляд, чтобы вместо безразличного вам "движущегося изображения" вы почувствовали живое существо со своим набором каких-то проблем и целей, с определённой сменой внутренних состояний, заменяющих ему мысли. Постарайтесь понять и почувствовать его внутренний мир, ощутить его также отчётливо как свой собственный, как бы подключившись частью своего сознания к сознанию объекта. Смысл заключён не в созерцании, а в "впитывании" глазами информации об объекте, что автоматически приводит к формированию информационной связи с ним ? отчётливому комплексному "ощущению объекта", позволяющему чувствовать и прогнозировать его состояние и поведение.
II. Стадия "фокусировки" и формирования "контакта" (углублённой информационной связи) на практике настолько быстротечна, что сливается с последней. Однако она является самостоятельным элементом "силового" мысленного воздействия и в целях тренировки должна осуществляться отдельно. В принципе, возможны два варианта реализации данной стадии: с концентрацией внимания на объекте в целом, и с концентрацией внимания непосредственно на его мозге. При наличии уже достаточно развитых навыков реализации мысленного воздействия разница в результатах их использования практически неощутима. Однако вариант с концентрацией внимания на мозге объекта несколько более эффективен для формирования углублённой информационной связи, что важно на стадии обучения, когда располагаемые способности к мысленным воздействиям ещё не велики, поэтому ниже будет рассмотрен именно он.
Сфокусируйте свой взгляд в той части объекта, где должен находиться его мозг. (Следует отметить, что это является совершенно необходимым в случае воздействия на мелких примитивных животных, иначе не удаётся обеспечить необходимую степень "плотности" информационной связи и сила воздействия ослабляется во много раз или же оно становится вовсе невозможным.) При этом вы должны смотреть не на поверхность объекта, а как бы сквозь него, непосредственно внутрь нервного центра. Постарайтесь как бы коснуться его мозга своим разумом так, чтобы он это почувствовал.
В процессе "фокусировки" вы почти незаметно для себя начинаете периодически "подключаться" на какое-то мгновение к вашему объекту. При этом, если у вас развита наблюдательность к внутренним ощущениям, вы можете почувствовать на миг как бы слабейший "нервный ток", соединяющий вас с объектом.
Во многих случаях внешним проявлением данного состояния служит реакция "прислушивания" (ориентировочный рефлекс) объекта: когда он замирает или начинает обзорные движения, пытаясь настроиться на неустойчивый, рвущийся "контакт" с потенциальным источником информации. Прерывистость "контакта" обуславливается ограниченными способностями человека к устойчивой волевой концентрации, для тренировки которой нужны специальные упражнения.
III. Стадия внушения "корректирующей" информации имеет наиболее заметный внешний эффект, поэтому может ошибочно субъективно восприниматься как единственная, хотя, в действительности, невозможна без предыдущей.
Для того чтобы объект выполнил то действие, которое вам требуется, вы должны как бы коснуться его своим разумом и передать ему ваше указание к действию вида: "Тебе необходимо действовать Так". Это должно представлять собой комбинацию волевого принуждения объекта к нужной вам реакции с внушением объекту какой-либо мотивации к совершению нужного действия. Фактически, вы должны сформировать в своём сознании максимально отчётливую галлюцинацию требуемой реакции объекта и, одновременно, постараться представить объекту ваши указания как его собственные намерения, жизненно важные для него именно в данный момент, внушить ему их мгновенную безусловность. Если же вы будете просто субъективно, безвольно по отношению к объекту желать, чтобы он совершил какое-либо действие, ничего не произойдёт, поскольку вы желаете "сами для себя". В этом случае не задействуются необходимые психофизические механизмы, обеспечивающие реализацию воздействия. Постарайтесь на секунду зафиксировать это состояние сфокусированного воздействия, чтобы обеспечить стабильную, отчётливую передачу вашего указания к действию объекту. Мысленное воздействие на объект должно иметь импульсный характер (с чётким выделением команд, хотя и без разрыва общего информационного контакта с объектом), иначе он перейдёт в состояние "прислушивания", как бы ожидая завершения передачи ему указаний.
Чем дольше вам будет удаваться поддерживать устойчивый, чёткий "контакт", тем сильнее будет ваше воздействие и больше возможности сложного управления объектом. В идеальном случае, со временем, вы можете выработать способность практически непрерывного контроля объектов. Однако это в значительной мере зависит не только от тренировок, но и от возможностей и особенностей вашего организма. Нечёткость воздействия при обоих методах приводит к некоторой отсроченности реакции объекта. При этом, во время вашей попытки воздействия он переходит в состояние "прислушивания", а после прекращения воздействия вдруг как бы понимает то, что от него требовалось, и выполняет вашу команду.
МЫСЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ "ПОДСТАНОВКОЙ".
I. Стадия слежения и настройки при мысленном воздействии методом "подстановки" осуществляется также как и при "силовом" методе мысленного воздействия за исключением того, что в данном случае необходимо привыкать обходиться почти без зрительного контакта с объектом, лишь слуховым восприятием и интуитивным чутьём. (При этом в формировании информационной связи с объектом воздействия сильно возрастает роль слухового восприятия.) Это поможет вам в будущем лучше использовать возможности метода "подстановки". Однако в отношении мелких животных (типа аквариумных рыбок и насекомых) зрительное восприятие необходимо, поскольку иначе формирование отчётливой, "плотной" информационной связи обеспечить не удаётся.
II. Стадия "проникновения" (переноса сознания и подстановки).
Постарайтесь как бы прилипнуть своим сознанием к объекту, стараясь контролировать его только интуитивным чутьем, без сенсорного восприятия.
Сконцентрируйтесь и постарайтесь перенестись своим сознанием в область пространства, где находится объект воздействия, заместив своим разумом разум объекта, слиться с ним в единое целое, как бы обретя новое тело.
Если вы сможете выполнить эти действия чётко, то в большинстве случаев будет наблюдаться кратковременное замирание объекта, "озадаченного" едва ощутимым смятением в своём психическом мире ("потерей хода мыслей"), вызванным вашим проникновением, то есть, реакция аналогичная "прислушиванию", но в смягчённой форме.
Вам необходимо заместить внутренний мир объекта своим собственным: если он способен видеть ? вы должны быть его глазами, если он способен чувствовать ? вы должны быть его ощущениями, если он способен действовать ? вы должны быть его намерениями. Разумеется, не следует понимать это так, будто обязательно произойдет замещение "один к одному". Взаимосоответствие сформированной в вашем сознании "психомодели" требуемой реакции объекта с необходимым для её реализации психофизиологическим состоянием объекта возможно лишь в тех пределах, в которых у него найдётся сравнительно близкая психофизиологическая аналогия к этой "психомодели".
Рассмотренная стадия и на практике, и при тренировке имеет смысл лишь при быстром переходе к следующей и дана отдельно лишь для формирования чёткого представления о порядке и содержании всех необходимых операций. Это обусловлено тем, что, во-первых, на ней не происходит никакой передачи информации объекту и его реакция не даёт полного представления о качестве проделанных операций, во-вторых, подвижность объекта в сочетании с обычной недостаточностью информации о его положении и перемещениях, а также необходимость отвлекаться для проверки его реакции делают "контакт" неустойчивым.
III. Стадия переориентации и коррекции внутреннего состояния объекта "перетекает" из предыдущей. Заместив своим разумом разум объекта, вы должны переориентировать всё его внутреннее состояние на достижение какой-либо чёткой цели, которая определяется тем, чего вы желаете от него добиться. Для этого, в частности, необходимо использовать все потенциально доступные каналы его сенсорного восприятия, которые могли бы мотивировать безусловную потребность объекта в достижении данной цели. В случае если вам требуется лишь механическое выполнение объектом каких-либо движений или перемещений, можно обойтись и без их мотивации: прямым управлением движением. При этом вы должны отчётливо представить себе, будто, являясь мозгом объекта и самим им в целом, вы выполняете то или иное действие. Важнейшую роль здесь играет неразрывность вашей ассоциации своего собственного сознания с сознанием объекта и его действий с вашими действиями. Вы должны ощущать себя в нём и им самим. Таким образом, объект будет действовать по внутренним ощущениям "сам для себя", но, в действительности, в соответствии с вашей волей.
В некоторых случаях мысленное воздействие "подстановкой" может иметь вредные последствия для примитивных животных несмотря на то, что было произведено лишь замещение их внутреннего психического мира вашим без какого-либо специально негативного воздействия. Например, иногда это обуславливает оглушение (всплытие кверху животом и конвульсии) и даже гибель аквариумных рыбок, в отношении которых использовался метод мысленного воздействия "подстановкой". В отношении животных с более сложной психикой и человека этот тип воздействия совершенно безопасен. Этот эффект является одной из иллюстраций сложного биофизического характера природы явления мысленного воздействия.
Как уже отмечалось, для эффективной тренировки вам необходимо стараться последовательно осуществлять все три стадии каждого варианта мысленного воздействия. В начале своих тренировок вы можете принять длительность первой стадии около десяти секунд, второй ? около трёх секунд. В дальнейшем это необходимое время будет сокращаться за счёт выработки у вас соответствующих рефлексов, позволяющих почти мгновенно осуществить предварительную настройку на воздействие (формирование информационной связи) и, иногда, предварительное "прощупывание" объекта. Интенсивность ваших упражнений будет в большей степени определяться не их непрерывной длительностью, а общим количеством повторов в течение дня. Это потребует от вас большого запаса терпения и настойчивости. Первые успехи и навыки управления двигательным поведением объектов (а также другие элементарные виды мысленных воздействий) дадутся вам относительно легко, но вы сразу же ощутите недостаточность силы и устойчивости воздействия для более сложных экспериментов.
При среднем уровне начальных способностей и умеренной интенсивности тренировок на полное овладение рассмотренными видами мысленных воздействий может потребоваться до трёх лет. Первый год тренировок является самым трудным в психологическом аспекте, поскольку вам будет казаться, что несмотря на прилагаемые вами усилия ничего не меняется. Приблизительно через год, тренировки перестают выглядеть вынужденным и обременительным занятием. Благодаря достижению определённого перелома в располагаемой силе воздействия и способности концентрации внимания они превращаются в увлекательные игровые эксперименты по выяснению своих возможностей и поиску подходов к различным ситуациям. На третий год, благодаря накопленному опыту, появляется необходимый автоматизм в мысленных воздействиях и становятся доступны наиболее сложные их виды.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Не допускайте переутомления своего мозга до болевых ощущений в процессе тренировок. Развитие способностей к мысленным воздействиям происходит за счёт весьма тонкой перенастройки регуляторных систем мозга, его постепенной адаптации к наиболее часто встречающимся видам психофизиологической нагрузки вследствие ваших тренировок. Болевая реакция свидетельствует о том, что вы задали мозгу нагрузку, способную вызвать в нём серьёзные физиологические нарушения. Регуляторные системы мозга вынуждены рефлекторно защищать его от этой опасности и избранная ими защитная реакция может сработать в противоположную сторону от затраченных вами усилий. Разумеется, речь идёт о последствиях систематических перегрузок. В случае, если вы всё же допустили перенапряжение, постарайтесь по мере возможности быстрее дать организму двигательную нагрузку для общей интенсификации кровообращения и перераспределения нейронной активности мозга и полностью расслабить свой мозг с помощью медитативных упражнений (например, можно некоторое время спокойно и расслаблено созерцать в своих воспоминаниях какие-нибудь хорошие моменты жизни и приятные места, где вы бывали).
2. Эффективность реализации метода "силового" мысленного воздействия в сильной степени зависит от зрительного канала восприятия информации. (В принципе, формированию информационной связи с объектом способствует и слуховое восприятие, но зрительная информация является намного более эффективной.) Недостаточно отчётливое зрительное восприятие объекта на стадии "фокусировки" воздействия при плохом зрении затрудняет или делает невозможным освоение и использование данного метода. При этом, коррекция зрения при помощи очков не даёт положительного эффекта из-за того, что оправа очков субъективно мешает реализации мысленных воздействий. Поэтому желательно либо использовать контактные линзы, либо воспользоваться восстановительным лечением зрения методом лазерной коррекции.
3. Ни в коем случае нельзя пользоваться проговариванием команд мысленного внушения вслух. Вместе с кажущимся эффектом усиления концентрации внимания вы получите вредную привычку, препятствующую этому. Потребность в проговаривании (как в слух, так и мысленно) возникает подсознательно вследствие развития нервного утомления, которое часто субъективно не совпадает с физическим. При этом, человек, не ощущая физической усталости, теряет способность к концентрации внимания. Наиболее простым выходом, в этом случае, будет дать организму небольшую, но разнообразную двигательную нагрузку, которая снимет стресс и восстановит способность к концентрации внимания. Вред привычки проговаривания вслух вызван неизбежным возникновением таких отвлекающих внимание факторов, как подсознательный контроль и осмысление процесса речи. Мысленное проговаривание, хотя также нежелательно, является значительно меньшим отвлекающим фактором.
4. Для достижения серьёзных успехов в тренировках вам будут необходимы упражнения, развивающие способности к визуализации и стабильной концентрации внимания. Одним из наиболее простых и достаточно эффективных таких упражнений может служить следующее.
Закройте глаза и представьте бесконечно удалённую от вас яркую зелёную точку в темноте. Постарайтесь удерживать её как можно дольше и с предельной отчётливостью (при этом, глаза должны быть расслаблены). Постепенно учитесь проводить с воображаемой точкой визуальные манипуляции: заставляйте её менять цвет, пульсировать. Постарайтесь добиться устойчивости данной визуализации на протяжении нескольких минут. Побочным положительным эффектом этого упражнения является улучшение зрения.
5. Разные виды аквариумных рыбок, улиток и других животных имеют различную степень чувствительности к мысленным воздействиям из-за особенностей их физиологии. Например, улитки с короткими и толстыми "антеннами" и с хорошо защищённым от природных врагов телом (благодаря почти полностью накрывающей его сверху раковине) намного менее чувствительны к мысленным воздействиям, чем улитки с длинными тонкими "антеннами" и выступающим далеко за пределы раковины телом (вероятно, это определяется их разной чувствительностью к внешним воздействиям вследствие различной степени уязвимости). Некоторые виды рыбок (например, Гурами и Лялиусы) могут быть более чувствительны при воздействии "лоб в лоб" или сверху. Разумеется, это имеет значение лишь для тех, кто только начал обучаться мысленным воздействиям.
По этой причине, при покупке рыбок для аквариума вам стоит брать для сравнения с другими несколько Гуппи или Меченосцев, отличающихся хорошей чувствительностью и неприхотливостью, а также несколько улиток-катушек или других с длинными и тонкими "антеннами". Также, для тренировок могут хорошо подойти пресноводные креветки для аквариумов.
Весьма высокой чувствительностью к мысленным воздействиям обладают служебные породы собак, поскольку особенности их жизни требуют наличия развитого интеллекта и взаимопонимания с человеком. Первый опыт мысленных воздействий легче всего приобрести именно при экспериментах с собаками. При обеспечении тренировок с раннего возраста эти способности могут быть существенно развиты и у других домашних и диких животных.
6. Для развития способностей к мысленным воздействиям лучше использовать простые мысленные команды в отношении объектов воздействия, например: изменять направление движения рыбок, внушать им желание схватить корм, внушать улиткам или креветкам прикосновения к их "антеннам" (улитке можно внушить ощущение опасности, которое заставит её спрятаться).
Когда это будет даваться вам достаточно легко, попробуйте управлять несколькими близкорасположенными рыбками. Это лучше получается при небольшом увеличении дистанции воздействия (чтобы объекты находились на линии взгляда). Вам необходимо создать в своём воображении мысленную картину того, что объекты, на которые вы воздействуете, как бы установили между собой телепатическую взаимосвязь, и любой из них будет реагировать на ваши команды одновременно со своими соседями. Это необходимое вам единство восприятия вашего воздействия несколькими объектами обеспечивается за счёт того, что вы формируете своим мысленным воздействием плотную информационную взаимосвязь между данными объектами. Одновременное воздействие на группу объектов является наиболее сложным видом мысленных воздействий, поэтому в данном случае достижение столь же надёжного контроля, как при воздействии на единичные объекты, будет требовать от вас больших усилий и длительных тренировок.
7. Следует учитывать, что при рассмотренной методике мысленных воздействий (с формированием информационной связи с объектом на основе его непосредственного восприятия, а не через посредство концентрации внимания на его абстрагированном образе) различные препятствия между вами и объектом (в том числе, большой слой воды) ослабляют воздействие. Поэтому лучше использовать аквариум с толщиной стекла не более 4 мм.
8. Наибольшая эффективность тренировок достигается в случае, когда они доставляют удовольствие, имеют характер увлекательной игры. Но при этом не стоит забывать, что ваши упражнения не должны кому-либо мешать или причинять вред. Необходимо стараться использовать тренировки по развитию своих способностей на благо других людей. При этом старайтесь не брать на себя роль судьи, поскольку, как показывает жизненная практика, это слишком часто приводит к тяжёлым ошибкам.
Теги: "Мысленное внушение"