Науз м. (на-узд?) часть конской сбруи; кисть, бляха и др. украшения, привешиваемые на ремне или шнуре под шеей лошади; наузный ремень идет от налобника узды; ныне находим его почти только у азиатцев и турок. В старину, в наузде хранились обереги от сглазу, призору и порчи, коренья, бумажки с заговорами и пр. почему наузд означал и привеску, ладанку, оберег или талисман. Науза ж. твер. наузд, в знач. ладанки, привески. || Сухие или порожние концы сотов, заделанная вощина, без меду. || Науза, действ. по глаг. наузить: обрезывать сухие вощины и вставлять их в пустые ульи, для почину; || колдовать, знахарить, заговаривать, нашептывать. Наузник м. -ница ж. твер. колдун, ворожея, знахарь. Наузовый, к наузе сотовой относящ. или к наузу, заговору. || Наузник и наузень м. небольшой стоян, кадочка, с наузой или медком, который ставится в лесу, для поимки дичка, дикого роя.
На миниатюре Радзивилловской летописи, изображающей князя Всеслава Полоцкого в ладье мы можем видеть особый головной убор. На первый взгляд современный читатель решит, что этот головной убор похож на «корону», настолько сильное сходство. Однако речь идёт не о «короне», а об особой повязке-наузе, наложенной князю волхвами. Из перевода фрагмента Ипатьевской летописи мы можем узнать о Всеславе Полоцком следующее:
«…Мать же родила его от волхвования. Когда мать его родила, на голове его была язва. Волхвы сказали матери: «Завяжи эту язву, и пусть носит повязку до конца жизни». И носил её Всеслав до смертного дня; сего ради он и не милостив на кровопролитие».
Повязка-науза являлась не только оберегом, но имеет отношение к древним священным обрядам «обращения человека в зверя», т.е. оборотничества. Другими словами, является символом, говорящим о прохождении инициации.
Многие исследователи связывают рассказы об оборотничестве с инициациями, т.к. практика возрастной инициации существовала повсеместно, у всех народов. Речь не идёт о буквальном превращении человека в зверя (волка, рысь, медведя) или птицу (сокола, сороку и т.д.). Те, кто вошёл в инициацию, узнавали: истинного физического превращения в зверя не происходит; таинство заключалось в другом. А именно: подростки становились взрослыми – это и есть возрастная инициация, и, как следствие, получали новый социальный статус – статус полноправного члена общества – и новые права: право быть воином, право иметь жену, право заниматься созидательной магией.
В свою очередь, воин, выживший в битве, перенёсший боль и страдания, одолевший врага, проходил, таким образом, следующую инициацию, получал новое имя, символизирующее его ратные подвиги. Иначе говоря, прежде чем перейти на новый качественный уровень, человек должен был испытать частичное разрушение, подавление, агрессивное воздействие извне. Таковым в условиях инициации и является частичная деградация человека в зверя.
Для нынешних непосвященных современников, находящихся под разрушительным воздействием средств массовой информации подобная взаимосвязь нашего прапредка, его жизни с природой и событиями, происходящими вокруг него, по сей день является чем-то из рода волшебства и чародейства. Напомним, что об этом писал в своё время А.Н. Афанасьев:
В народной медицине и волшебных чарах играют значительную роль наузы, узлы, навязки – амулеты. Старинный проповедник, исчисляя мытарства, по которым шествует грешная душа по смерти, говорит: «13-е мытарство – волхование, потворы, наузы»
1. Софийская летопись под 1044 годом рассказывает о Всеславе: «матери бо родивши его, бе ему на главе знамя язвено-яма на главе его; рекоша волсви матери его: се язвено, навяжи нань, да носить е (наузу) до живота своего на себе»
2. По свидетельству Святославова Изборника: «проклят бо имей надежда на человека: егда бо ти детищь болить, то ты чародеиць иштеши и облишьная писания на выя детьм налагаеши»
3. В вопросах Кирика, обращенных к новгородскому епископу Нифонту, упоминается о женах, которые приносили больных детей к волхвам, «а не к попови на молитву»
4. В слове о злых дусех, приписанном св. Кириллу, читаем: «а мы суще истинные християне прельщены есмы скверными бабами… оны прокляты и скверны и злокозньны (бабы) наузы (наузами) много верные прельщают: начнеть на дети наузы класти, смеривати, плююще на землю, рекше – беса проклинаеть, а она его боле призываеть творится, дети врачующе», и несколько ниже: «а мы ныня хотя мало поболим, или жена, или детя, то оставльше Бога – ищем проклятых баб-чародеиць, наузов и слов прелестных слушаем»
5. В Азбуковнике или Алфавите сказано: «а бесовска нарицания толкованы сего ради, понеже мнози от человек приходящи к волхвам и чародеем, и приемлют от них некакая бесовская обояния наюзы и носят их на собе; а иная бесовская имена призываху волхвы и чародеи над ествою и над питием и дают вкушати простой чади, и тем губят душа человеческая; и того ради та зде писаны, да всякому православному християнину яве будет имя волчье, да нехто неведы имя волчие вместо агнечя приимет неразумием, мня то агнечье быти»
6. Митрополит Фотий в послании своем к новгородцам (1410 г.) дает такое наставление церковным властям: «учите (прихожан), чтобы басней не слушали, лихих баб не приимали, ни узлов, ни примовленья, ни зелиа, ни вороженья»7.
Теги: Науза, наузник