в нервных и умственных расстройствах. Но прежде чем приступить к этому разделу нашего исследования, мы должны вкратце объяснить природу нервных и умственных расстройств и различие между ними. Мы не будем углубляться в академические тонкости, так как эта статья рассчитана не на психолога-профессионала, имеющего в своем распоряжении Множество пособий, а на человека, в первую очередь интересующегося оккультными вопросами и не обладающего техническим знанием психологии и психофизиологии - двух наук, которые крайне необходимо знать хотя бы практически для занятий практическим оккультизмом.
Во время воплощения ум надстраивается на основе Высшего "Я", или Индивидуальности - бессмертной души, которая развивается в ходе эволюции. Следовательно, ум является частью личности - единицы воплощения, которая возникает с рождением и исчезает со смертью, причем ее сущность поглощается индивидуальностью, которая, благодаря этому, эволюционирует.
Ум по своей сути является органом приспособления к окружению, и когда это приспособление оказывается неудачным, именно когда появляются невротические и истерические заболевания. Каждое живое существо является каналом для тока жизненной силы, которая истекает от Логоса, Творца этой Вселенной. Этот ток делится на три главных канала, которые представляются нам как три великих естественных инстинкта - Самосохранение, Воспроизведение и Стадный Инстинкт. Они являются главными движущими пружинами нашей жизни. На них сзади оказывает давление сама Жизнь и если их подавлять сверх меры (а способность к компенсации у них значительна) и заблокировать их каналы, то они, наподобие рекам, выйдут из своих берегов и начнут затоплять близлежащие земли.
Эмоция - это субъективный аспект инстинкта. Другими словами, когда действует инстинкт, мы ощущаем эмоцию. Каждую ощущаемую нами эмоцию можно соотнести с тем или иным инстинктом. Наше негодование при унижении нашего достоинства коренится в инстинкте Самосохранения. Наша любовь к искусству коренится в инстинкте любви, красоты и творческого выражения, который на своем низшем уровне именуется сексом. Каждый из этих инстинктов имеет свой высокий духовный аспект и свой стихийный физический аспект, причем происходит свободней трансмутация с одного плана на другой, поэтому, пока мы не поймем значения этих явлений, мы будем заблуждаться. В их понимании лежит ключ к науке жизни.
Если один из этих великих инстинктов так подавляется что все попытки компенсации оказываются безуспешными, или если темперамент такой негибкий и неподатливый, что он не видоизменяет свои запросы, то это делает последнюю отчаянную попытку уладить ситуацию и выходит за рамки гармоничных отношений с окружением.
Коммуникации с окружением прерываются, и ум - по крайней мере отчасти - покидает сферу реальности и уходит в сферу воображения. Ощущение неизменных ценностей теряется, и вещи приобретают символическое значение. Этот разрыв с действительностью может быть частичным, относясь только к некоторым аспектам жизни, или же полным.
При истерии остановленная жизненная сила остается в канале, но вырывается с большой силой через любой предоставляющийся выход. Следовательно, вместо реки со спокойно текущей водой получаются завихрения и водовороты, трудные и опасные для навигации, в результате чего корабль жизни попадет в кораблекрушение. Окружающая местность также превращается в болото. Иначе говоря, темперамент становится бурным и чрезмерно эмоциональным, а неэмоциональные факторы ума, такие, как самоконтроль и способность, выносить суждения, деморализуются. Человек такого темперамента неизбежно постоянно сталкивается с трудностями в жизни, а подавленные эмоции периодически выливаются наружу в форме воплей, плача и конвульсивных мускульных движений, которые действуют как предохранительные клапаны и временно облегчают напряжение.
Невротик отличается от истерика по некоторым хорошо заметны признакам, которые необходимо тщательно запомнить, поскольку они очень важны с практической точки зрения. Неприятности невротика имеют тот же источник, что и у истерика - подавленные эмоции и неспособность адаптироваться к окружению; однако у него жизненные силы приходят в действие, чтобы пробить себе новые каналы и обойти стороной препятствие, блокирующее им путь. Вследствие этого получается то, что психологи называют эмоциональным сдвигом. Некоторые сравнительно безобидные вещи становятся объектом эмоциональной вспышки, которая не имеет к ним никакого отношения, поскольку фактический объект - нечто другое. Именно это любопытное подспудное петляние эмоций в уме причиняет столько неприятностей, потому что страдающий от них человек - не сумасшедший, и тем не менее ряд ценностей и реакций у него извращены. С таким мудреным человеком чрезвычайно трудно иметь дело, потому что он подвержен неожиданным и совершенно иррациональным симпатиям и антипатиям и страхам, и действует соответственно.
Аналогичные условия преобладают и в случае органических помешательств; психологические результаты - те же самые, но поскольку причина лежит в организме, а не в уме, они плохо излечиваются посредством психотерапии.
Однако можно использоватьопределенные средства, чтобы помочь им, даже если они не поддаются полному излечению; поэтому давайте рассмотрим их с психофизической и оккультной точки зрения.
Тело является носителем ума. Если тело повреждено, то ум не в состоянии выражать себя как следует - его реакции искажаются. Ортодоксальная наука говорит, что мозг является органом умственной деятельности, но эзотерическая наука заявляет, что мозг является органом восприятия чувственных впечатлений и координации эфферентных (двигательных) импульсов. Он является телефонной станцией нервной системы. Это только одна из точек, в которых ум соприкасается с телом; другие точки - железы внутренней секреции, относящиеся к эндокринной системе: щитовидная, шишковидная, гипофиз, вилочковая, надпочечная, половая< к ним можно добавить солнечное сплетение и сакральное сплетение. Изучающий тантрическую физиологию окажется очень тупым, если он не заметит, что чакры по своему расположению в теле совпадают с органами эндокринной системы.
Далее, железы внутренней секреции имеют назначение поддерживать химический состав крови. Они изливают в нее свои секреции, называемые гормонами, в определенных уравновешенных пропорциях, Если это равновесие каким-то образом нарушено - то ли благодаря избытку одной секреции, то ли благодаря недостатку другой, - наступают глубокие изменения в обмене веществ. Эндокринные железы регулируют все жизненные процессы, и с переменой баланса эндокринных секреций эти процессы могут ускориться или замедлиться. Физиологам известно, что этот эндокринный баланс тесно связан с эмоциональными состояниями и особенно с живостью или вялостью темперамента. Психологи не оценивают как следует важность последних работ по эндокринным железам, однако оккультистам известен этот аспект психофизиологии, являющейся частью их традиционного учения.
На этом знании основаны дыхательные упражнения системы йогов, и они очень могущественны, как и вообще все оккультные упражнения, которые правильно проведены на физический план. Фактически можно утверждать, что ни одна оккультная процедура не является ни действительно могущественной, ни завершенной, если она не имеет точки контакта с плотной материей - это обстоятельство многие оккультисты упускают из виду. Хотя оккультные процессы являются преимущественно ментальными процессами, они не сводятся лишь к ментальному Они одновременно духовны и материальны.
В огромном большинстве случаев умопомешательства нельзя удостовериться в органических изменениях мозга, однако психиатры все больше и больше склоняются к признанию того, что они могут обнаружить "бациллы Гекаты" в крови. Ее химический состав может отклониться от нормы либо благодаря нарушению гормонального баланса, либо за счет побочных продуктов заболевания. За этим изменением химии крови немедленно следует изменение эмоционального тонуса. Человек может стать чрезмерно эмоциональным или впасть в депрессию, апатичным или возбудимым. Древние превосходно охарактеризовали эти состояния, как четыре темперамента: сангвинический, желчный, лимфатический и холерический.
Физиологи исчерпывающим образом доказали, что эмоциональные состояния влияют на химический состав крови. Постепенно осознали, что эти изменения осуществляются через посредство желез внутренней секреции, которые можно назвать эмоциональным мозгом, точно так же, как серое вещество внутри черепа можно назвать сенсорно-моторным (чувственно-двигательным) мозгом. Отсюда следует, что если, благодаря какому-либо вмешательству в функционирование желез они изменят состав крови на такой, какой свойственен некоторому эмоциональному состоянию, то индивидуум ощутит все физические признаки, присущие этому эмоциональному состоянию. И его ум начнет действовать, чтобы приспособиться к этому состоянию, и пустит в ход воображение в соответствующем направлении. Так, если состав крови соответствует состоянию страха, то в уме возникают страшные образы. Именно на основе этого органическое умопомешательство сопровождается характерными для него умственными состояниями.
Независимо от того, произведено эмоциональное состояние умственной или физической причиной, результат для пациента будет один и тот же. Органические умопомешательства отличаются от функциональных только своим происхождением. Органическое умопомешательство обычно сопровождается большими отклонениями от нормы, чем функциональные нервные расстройства, потому что в последнем случае имеется значительная доля компенсации, так как пациент в большей мере способен держать себя в руках и удерживаться от губительных крайностей. Не так обстоит дело в случае органического умопомешательства, которое протекает до- своего логического завершения. Именно по этой причине невротик, хотя он может жестоко страдать, редко доходит до полного срыва, пока он не разочаровался в жизни. Инстинкт самосохранения помогает емувыстоять.
Рассмотрев физические и субъективные основы умственных расстройств, мы теперь в состоянии правильно оценить роль, которую играет Незримое. Что случается, когда невротик приступает к занятиям оккультизмом? Мы сможем лучше ответить на этот вопрос, если рассмотрим, что случается, когда к оккультизму приступает нормальный человек.
Он впервые узнает о существовании Невидимых Миров и начинает думать о них. Как только он делает это, он немедленно вступает в соприкосновение с ними. Сначала он, возможно, не способен воспринимать их сознательно; тем не менее он ощущает их подсознательно, и они воздействуют на него. Его жизнь демонстрирует это тысячью способов для внимательного наблюдения.
В незримом существуют большие потоки сил, и мы вовлекаемся в них, в зависимости от сродства нашего темперамента с ними. Личность, склонная к насилию, вовлекается в Ток Марса; эмоциональная, внушаемая личность - в сферу Луны и т. д. Влияния этих сфер оказывают на нас воздействие. В этой ситуации оккультист, работающий согласно правильной системе, знающий, что ему суждено рано или поздно встретиться с этими силами, овладеет ими, одной за другой, намеренно и посредством подходящих ритуалов, и синтезирует их в свою собственную натуру. Он знает также, что каждый аспект имеет свою противоположность. Дева Мария отражается в Лилит. Старые верования знали это, а расхожее христианство, не имеющее корней в традиции, забыло это. Протестанты во время Реформации отвергли оккультный аспект Христианства. Во всех языческих религиях божества имеют не только возвышенный, но и низменный аспект. Нам необходимо отыскать утраченную традицию, если мы хотим, чтобы наша Вера была завершенной, и наиболее перспективно вести поиски в Каббале и Гностической литературе. Литература гностиков была в значительной мере уничтожена благодаря систематическому преследованию, но в Каббале мы имеем сохранившуюся законченную систему. Евреи, будучи строгими монотеистами, не говорили о богах, но они признавали иерархию ангелов и архангелов, которая эквивалентна языческим пантеонам. Именно с помощью этих эфирных вестников Отец Небесный сформировал все миры.
Давайте еще раз обратимся к каббалистической доктрине о Клиппот, так как она тесно связана с проблемой умопомешательства. Доктрина Десяти Священных Сефирот, которые образуют Древо Жизни, если их расположить в правильном порядке, имеет неоценимое значение для понимания Незримого. Первая Сефира выкристаллизовалась из Непроявленного - Точки внутри Круга. Она эманирует Вторую, которая, в свою очередь, эманирует Третью. Как только одна эманировала другую, то эти две, как говорят, уравновешиваются; но в течение самого процесса эманации имеется период, когда сила не уравновешена. Она сама собой истекает в Космос и образует свою собственную сферу, не связанную с Космической системой. Следовательно, каждая сфера Космоса имеет свой дубликат в Хаосе - правда, небольшой, но тем не менее могущественный и действующий.
Каждая сфера в ходе своей эволюции строит Сверхдушу, которая имеет различные наименования в разных системах. В каббалистической системе мы называем их Архангелами - Духами перед Престолом. Сферу Солнца представляют Рафаэль, Сферу Луны - Габриэль. Противоположные Сефирот или Клиппот строятся точно таким же образом. В Обителях Ада они известны под наименованием Непристойные и Антагонисты, которые достаточно указывают на их характер. Сфера Солнца является также пунктом проявления Мессии или Спасителя на земле. Князю Мира (спокойствия) противостоят Антагонисты. Любой, созерцавший Прекрасный Облик, знает, какая за этим следует реакция, и понимает необходимость мудрости, самоконтроля и терпения для того, чтобы иметь дело с силами, которые высвобождаются не только в душе, но и в окружении. Именно по этой причине всем откровениям должны предшествовать периоды очищения и дисциплины. Мы должны бодрствовать, чтобы получить возможность участвовать в пиршестве.
Сознание, высвободившись из Сферы Земли, поднимается прямо вверх, в Сферу Луны. Это отрицательная, женская, восприимчивая, психическая сфера. Отсюда оно проходит дальше к Сфере Солнца. Это положительная, мужская сфера более высокого сознания, видение провидца в отличие от психика. С обеих сторон этот путь окаймляют Сферы Герметической мудрости и Элементальной Красоты.
Эти Сферы, связанные со степенями посвящения, нас здесь не касаются. Мы рассмотрим только Сферу Луны, Владычицы лунатиков (сумасшедших). Древние представляли Луну в разнообразных формах - как Диану, девственную охотницу, являющуюся символом сублимации (возвышенности), и как Гекату, покровительницу колдовства и деторождения. Мы уже отмечали, что Клиппот Лунной Сферы называются Непристойными. Поэтому, когда неустойчивая душа двигается по Пути Сатурна, который проходит через весь Астрал, и вступает в Сферу Луны, она соприкасается с ее аспектом Гекаты и оказывается в контакте с Гамалиэль-Непристойными, над Которыми главенствует Лилит, посылающая похотливые сны. Следует ли в таком случае удивляться, что Фрейд обнаруживает в снах невротиков массу сексуальных образов в их наиболее извращенной и порочной форме? Раввины точно так же, как и он, разбирались в природе невротиков.
Как уже отмечалось, невротик очень часто является психиком, а психик - невротиком. Что может произойти с душой, которая приняла посвящение в прошлой жизни, подсознательно сохраняет приобретенное психическое развитие не оказывается воплощенной в этой жизни в невротической личности? Он попадает под владычество темного аспекта Луны, и его повелительницей станет Лилит. Через плохо затворенные двери невротического темперамента находят себе доступ силы Бездны. Диссоциированные комплексы Микрокосма усиливаются диссоциированными комплексами Макрокосма, потому что именно в последних и состоит суть Клиппот.
Оккультисты и их невежественные и суеверные поклонникивсегда считали, что умопомешательство связано с одержанием демонами. Современная медицина оспаривает это мнение и заявляет, что различные проявления умственных заболеваний обусловлены исключительно субъективными психологическими процессами. В настоящее время эти две школы мысли напоминают два военныхстана, ополчившихся на битву и потрясающих оружием друг против друга. Каждая сторона абсолютно уверена в своей правоте и поэтому не желает выслушать другую. Я считаю, что можно найти общую почву для этих противоположных точек зрения. Психология демонстрирует механизм ума и может объяснить умственные процессы, посредством которых складываются идеи у умалишенных. Она может показать связь между идеями и сновидениями нормального человека. Зато она не может объяснить фундаментальной разницы между этими субъективными состояниями и нормальнымбодрственным сознанием. Именно здесь оккультист может сообщить психологу нечто, заслуживающее внимания, так как он может показать, как эти видения можно вызвать экспериментально и произвольно посредством церемониальной магии.
Это приводит нас к практической части нашего рассмотрения: в какой мере методы ритуальной магии применимы к исцелению умственных заболеваний? Они, несомненно, лишь облегчают болезнь и не произведут окончательного излечения до тех пор, пока не будет выяснена и устранена причина умственного расстройства. Ее ли это не сделано, то рассеянные фантомы образуются снова, потому что умственное состояние пациента привлекает их. При таких условиях никакой магический круг не окажется действенным. Как только мы прервали контакт с Бездной, пациент возобновляет его.
Итак, возникает порочный круг. Клиппотические силы, с которыми пациент находится в контакте, будут активно развивать этот контакт и будут держаться за свою жертву, если их будут пытаться оторвать от него. В наш рационалистический век мы склонны забывать, что существует такая вещь, как организованное и разумное зло. Если физические причины расстройства устранены, зараза выкорчевана, опухоль, давившая на железы, вырезана, а ум все еще не возвращается к нормальному состоянию, то часто немедленные и заметные результаты дает изгнание демонов.
В случае невротика, затруднение у которого находится целиком в сфере ума, изгнание имеет огромную ценность как предварительная подготовка к надлежащему психотерапевтическому лечению, потому что оно расчищает почву и предотвращает новое заражение, тем самым давая пациенту возможность заложить хорошее начало. Клиппотические демоны могут приобрести такую могущественную гипнотическую власть над жертвой, что он будет бессилен сбросить ее посредством своей воли, да и обычная психотерапия не будет в состоянии затронуть корень болезни. Возможно, изгнание придется повторить 2-3 раза в ходе лечения, потому что связь с демонами может возобновиться. Но как только комплексы пациента устранены, она больше не возобновляется. Во всяком случае, изгнание приносит заметную временную пользу; в течение временной передышки пациент получает возможность собраться с силами и разрушить влияние злых сил.
Нам необходимо понять, что человеческое сознание - это не закрытый сосуд; в него, как и в тело, постоянно что-то входит и выходит. Через него все время циркулируют космические силы, как морская вода через живую губку. Любое эмоциональное состояние, возникающее в нас, усиливается извне. Субъективное "я" лишь разжигает пламя, а Космос снабжает его топливом. Как только разгорается огонь, космические силы подходящего типа раздувают его. Как набожного католика осеняют влияния от его патрона-святого, привлеченные молитвой, так и невротика мучает одержащий его демон, привлекаемый болезненными размышлениями диссоциированного подсознания. Оккультисты считают, что всеобщий принцип зла имеет свои разумные каналы, так же, как организованный Принцип Добра имеет духов-исполнителей. Любой наблюдатель, рассматривавший явления умственного расстройства, найдет много Подтверждений в пользу этой гипотезы.
Проблема одержания чрезвычайно важна. Это слово часто используют в оккультных кругах, причем считается, что оно означает изъятие души из тела и замену ее другой душой, но я сомневаюсь, что это правильно характеризует суть происходящего. Мне всегда казалось, что в одержании мы имеем не действительную замену одной души другой, а полное подчинение одной души другою. Это гипнотическое подчинение, и мы можем объяснить его на языке известной психологии гипноза, причем гипнотизером в данном случае является некоторая астральная сущность.
В магии существует операция, известная под названием "принятие божественной формы", при которой выполняющий операцию Отождествляется в воображении с божеством и тем самым становится каналом для его силы. Она является одним из специальных приемов египетской магии, причем жрец надевает маску в виде головы животного, которое символически представляет данного бога. Это воображаемое отождествление является хорошо известным Оккультным методом, часто используемым для того, чтобы войти во внутреннюю жизнь растения или кристалла - в виде ментального упражнения. Оно оказывает очень своеобразные и заметные Эффекты. Я склонна считать, что именно этот метод, в комбинации с гипнозом, использует одержащая сущность, которая сначала отождествляется со своей жертвой, а затем налагает на нее свою собственную личность, тем самым получая носитель (проводник) для внешнего проявления. Впрочем, я также считаю, что это наложение может иметь место только в некоторых аномальных состояниях, вызванных телесной или умственной болезнью либо какой-либо сильнодействующей операцией черной магии.
Теги: Психический элемент в умственных расстройствах