Доисторические иудеи, подобно окружавшим их народам, пользовались амулетами с надписями для защиты от сглаза и всевозможных дурных влияний. Такие амулеты изготавливались из полудрагоценных и драгоценных камней; камней, имеющих необычную форму, внешний вид или какие-либо естественные отметины; плодов деревьев и кустарников, а также из различных видов зерна. Согласно Бишоффу животных можно было защитить от нападения демонов и сглаза с помощью лисьего хвоста или путем нанесения им между глаз метки каким-либо белым веществом. Беременные женщины для предотвращения выкидышей носили на теле специальный камешек, а к новорожденным для защиты их от всякого зла привязывали узловатые шнурки или ленты.
Доисторические иудеи, по-видимому, имели развитую систему магии, но нам о ней мало что известно. Однако очевидно, что многие из магических обрядов, знакомых нам по Библии, пришли из очень глубокой древности. Законодатели и пророки закрывали на них глаза, ибо искоренить их было невозможно. Сам Моисей был настолько искусным магом, что превзошел мастерством магов фараона, а когда возникла необходимость — сотворил медного змея, верование в силу которого, несомненно, имело языческое происхождение Многое из своей магии иудеи унаследовали от шумеров и вавилонян. Немало ее деталей сохранилось у евреев и других народов даже после эпохи Средневековья. В знаменитой эпической поэме читаем, что Гильгамешу удалось побеседовать со своим мертвым другом Энкиду благодаря благосклонности Эа и Нер-гала, а Саул, помазанник божий, чтобы поговорить с духом Самуила, обратился за помощью к волшебнице из Аэндоры", которая славилась своей способностью вызывать души умерших.
Из различных видов иудейских амулетов, известных нам по Библии, можно упомянуть следующие:
1 Сахарон, выполненный, вероятно, из металла в форме полумесяца, т.е. лунного серпа. Его носили женщины (Ис, III, 18) и цари (Суд., VIII, 26), а также привязывали к шеям верблюдов (там же, стих 21) для защиты их от сглаза. Полумесяц был излюбленным амулетом многих народов западной Азии и представлял для них силу и защиту прибывающей, а не убывающей луны. Имьяраты и другие народы Аравии добавили к полумесяцу звезду, а абиссинцы приняли оба этих знака в качестве священных, как это позднее сделали и турки.
2. Терафим. Это небольшие фигурки людей или богов в образе людей. Как предполагается, обычно их изготавливали из глины. Однако иногда, в том случае, если они предназначались для ношения на теле, их делали, по-видимому, из полудрагоценных камней. Вероятно, эти амулеты были аналогичны так называемым фигуркам "Papsukkal", описанным в разделе о вавилонских амулетах. Впервые мы читаем о них в Книге Бытия (XXXI, 19,30), где говорится, что Рахиль, дочь Лавана, похитила терафимы своего отца и бежала вместе со своим мужем Иаковом, когда тот покидал дом Лавана. Отношение Лавана к этим фигуркам явствует из его обращения к ним как к "своим богам". Они, вероятно, были небольшого размера, так как Рахиль легко спрятала их в седле своего верблюда (см. также Суд., XVIII, 24). Однако совершенно ясно, что, несмотря на тот факт, что многие люди держали терафимы в своих домах (например, Давид (1 Цар. XIX, 13) и Миха, имевший "дом Божий" и сделавший ефод и терафим (Суд., XVII, 5)), их считали вещами нечестивыми и связывали с языческой практикой прорицания. Иаков, прежде чем отправиться в Вефиль, дабы предстать перед Яхве, велел всем своим людям отдать ему "богов чужих" и серьги (т.е. амулеты в форме полумесяца), а затем закопал их под дубом близ Сихема (Быт., XXXV, 4). По-видимому, существовало несколько видов терафимов. Одни из них хранились в жилище или шатре и считались домашними богами, подобно Пенатам, Другие вешались на тела животных, а третьи использовались Для прорицания. Последние осуждались пророками (1 Цар., XV, 23), а Иосия истребил их вместе с домашними духами, волшебниками и идолами (2 Цар., XXIII, 24). В Книге пророка Ие-зекииля (XXI, 21) описывается, как царь Вавилонии использовал терафимы, наряду с сотрясением стрел и изучением печени убитого животного для гадания. Нет никакого сомнения в том, что иудеи заимствовали терафимы у жителей Нижней Месопотамии, где согласно переведенной Сиднеем Смитом табличке, фигурки, обладающие предохраняющими и оберегающими свойствами, считались домашним имуществом и продавались вместе с домом.
3. Лехашим. В единственном числе это спово,лахаги, применялось по отношению к любому предмету или украшению, которые использовались при нашептывании заклинаний, заговоров, магических формул и молитв, и служили в качестве амулета. Во множественном числе оно упоминается в Библии (Ис, III, 20 и ел.), когда критикуются и порицаются драгоценности, украшения и убранство дочерей Иерусалима. К перечисленным там предметам относятся серьги, цепочки на руках и ногах, пояса, кольца, браслеты, сосуды с духами, зеркала и т.п. Описать их невозможно, ибо никаких изображений роскошной одежды и украшений, носимых богатыми женщинами во времена Исайи, не сохранилось. Среди них, несомненно, было множество лехашим, или амулетов, и вполне вероятно, что каждый предмет украшения имел характер амулета.
4. Колокольчики. Они крепились к подолу облачений первосвященника Аарона (Исх., XXVIII, 33), их звон был призван отгонять злых духов. Слова из Книги пророка Исайи (III, 16) наводят на мысль, что женщины крепили колокольчики к юбкам, издавая при ходьбе звон. Древние египтяне носили колокольчики в качестве амулетов, а их потомки, ранние копты, последовали их примеру и использовали колокольчики с целью избавления от злых духов во время святого причастия. В британском музее хранится колокольчик ассирийского периода, украшенный фигурками божеств с головами животных*. И в нынешние времена в караванах на шеи лошадей, ослов и верблюдов зачастую вешают колокольчики для отпугивания злых духов.
5. Фигурки богов. Вавилоняне, ассирийцы и египтяне — все они носили фигурки богов в качестве амулетов. Иудеи же, будучи монотеистами и поклонниками Яхве, фигурки которого изготавливать запрещалось, желая следовать примеру язычников и носить на теле или брать с собой в сражение фигурки богов в качестве амулетов, вынуждены были обращаться к языческим богам. К примеру, когда Иуда Маккавей вместе со своими спутниками отправился предать земле тела павших в отеческих гробницах рядом с их родственниками, под плащом на теле каждого убиенного обнаружил вещи, посвященные Иамний-ским идолам, иметь которые евреям было запрещено Законом. Иуда решил, что именно поэтому всех их и убили (2 Мак., XII, 39,40). Филистимляне, по-видимому, также имели при себе фигурки своих богов, когда их армия отправилась на сражение. Но после того, как Давид разбил их у Ваал-Перацима, они бросили своих богов и бежали, а Давид приказал сжечь фигурки (Шар., XIV, 12).
6. Тотафот, или филактерии, т.е. налобные повязки, носившиеся над глазами (см. Исх., XIII, 9, 16; Втор., VI, 8; XI, 18). Их делали из кожи и писали на них особые формулы, например. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (Втор., VI, 4, 5). Такие повязки или ремни с надписями следовало носить либо над глазами, либо на руке.
7. Мезуза. Это слово означает "дверной косяк" или "воротный столб". Так называлась полоска кожи с начертанными на ней и процитированными выше стихами из Второзакония. Такие полоски прикрепляли к дверным косякам жилищ (см. Втор., VI, 9 и XI, 20).
8. Сисит или "кисть", или "локон" [волос], или "кайма". Их, подобно филактериям и мезузе, делали по велению Бога: "И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти" (Чис, XV, 37,38). "Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься" (Втор., XXII, 12). Нет никакого сомнения в том, что тотафот, мезуза и сисит представляли собой амулеты, и что их использование уходит своими корнями в доисторические времена. Первоначально тотафот являлись драгоценными камнями, которые обладали Неизменной способностью отгонять злых духов и поэтому не нуждались в надписях.
В целом иудеи соблюдали Моисеевы законы, и хотя никаких Доказательств использования ими амулетов нет, существует определенная уверенность в том, что они безмолвно и неофициально переняли языческую веру в их действенность. Особенно после того, как иудеи научились письму и смогли писать на амулетах великое имя Бога, имена его ангелов и отрывки из своих священных книг. Языческий амулет становился действенным благодаря словам (т.е. заклинанию или магической формуле), произнесенным над ним магом, священником или целителем того времени, но эти слова были нечестивыми и отражали верование в силу демонов, неприемлемое для монотеистического иудея. Однако самим предметом, будь то полоска кожи, камень или металлический значок, он пользоваться мог, при условии, что произнесенные над ним или начертанные на нем слова, взяты из иудейского Священного Писания.
Подлинную историю использования иудейских амулетов можно почерпнуть только из Каббалы, очень древнего учения, касающегося теории и практики иудейского мистицизма. Несомненно заблуждаются те, кто утверждает, что Каббала не древнее X столетия нашей эры Ибо ее содержание свидетельствует о том, что авторы заимствовали многие из своих верований из вавилонских и египетских источников, ставших доступными благодаря переводам греческих авторов I и II столетий. По мнению доктора Гастера", ранние составители Каббалы пытались, заимствовав и адаптировав многие элементы из других источников, сформировать их в соответствии с фундаментальным принципом единства Господа и ограниченности сил злых духов. Народные верования не приемлют жестких догм, и многое из того, что считается сильнодействующим и эффективным у других народов, перенимается с верой в его полезность и для себя.
О Каббале написано много популярных книг, но они не заслуживают доверия, ибо их авторы ясно дают понять, что никогда не читали литературу по практической Каббале, которая, как справедливо отмечает доктор Гастер, до сих пор находится большей частью в виде манускриптов. Он говорит: "Медицинские рецепты свидетельствуют об общепринятом огульном или совместном использовании лекарств и амулетов практикующими лекарями. Амулеты применялись также широко, как и любые другие лечебные средства. Не существовало ни одного недуга, для лечения которого нельзя было бы прописать один или несколько амулетов. Их практическое использование оказывалось еще шире, ибо с помощью амулетов достигались результаты, неосуществимые посредством одних только лекарственных снадобий... Усмирение злых демонов взыванием к помощи добрых духов — это лишь реализация высших духовных истин. Основополагающим принципом выступает вера".
Бишофф в своей работе Elemente der Kabbalah сгруппировал основные классы рекомендуемых Каббалой амулетов с надписями следующим образом. Простейшие из них несут на себе лишь выдержки из Библии, например: "Я не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой"(Исх, XV, 26). Другой излюбленной надписью был следующий отрывок: "Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень" (Пс, ХС, 5, 6). Кетеб или "полуденный демон" внушал глубокий страх, а слова, переведенные как "ужасы в ночи" и "зараза", — это имена вселяющих ужас демонов, вызывающих болезни. Текст псалма XCVII часто писали на куске кожи в форме подсвечника с семью ответвлениями и носили как амулет. Прекрасный псалом CXXI также часто воспроизводили на амулетах. Иногда в амулетных текстах встречается игра слов, например: "Иосиф — ветвь плодоносящего дерева над источником" (Быт., XLIX, 22).
Теги: ИУДЕЙСКИЕ АМУЛЕТЫ