Коми, как и прочие народы, долгое время сохраняли веру в языческих Богов, «молящиеся идолам, солнцу, огню, воде, камню, древию, волам, козам и кудесникам, и волхвам, и золотой бабе» («Житие св. Стефана Пермскаго»). Заговорное слово было значимым для предков коми-зырян на протяжении всего времени двоеверия.
Как и в старорусском Чернокнижии, обряды и заговоры («нимкыв» и «вордкыв») у коми имели свои наименования, разнящиеся от сферы направленности: «ёралан кыв» (проклятие), «урсавны» (порча), «вомдзавны» (наведение сглаза), «кидтыны» («отворот») и так далее.
Однако изначально заговоры коми имели отличие от славянской вербальной магии, которое выражалось в краткости словесной формы. Если традиционные старорусские заговоры содержат, как правило, вступление, содержание, обобщение и ключевые слова, то заговоры коми были выражением (часто — образным) одного лишь пожелания («сиом»), например: «Сир пинь горшад!» (букв. «Щучий зуб тебе в горло!»).
Далее приведу несколько заговоров, часто употреблявшихся в быту, а потому сохранившихся до наших дней.

1. Заговор по рождении ребёнка, читаемый возле печи:

«Мед дитяыс,
Ён вояк да боряк лоо,
Мед пачыс кодьён да
Стен кодь крепыд.»

2. Если ребёнок заболевал, то на утренней заре набирали воду из трёх источников: из двух колодцев и один раз из реки. Прежде чем почерпнуть, обращались к воде с изъяснением, что пришли за здоровьем, а затем бросали в источник монету в три или пять копеек (тот же принцип, что и в русском Чернокнижии, называемый «откуп»). Над водой трижды читали заговор, чертили ножом крест, после чего обрызгивали водой хворого младенца. Другой способ приготовления заговорной воды заключался в пропускании её через три отверстия в дверных запорах и через предплечье. Обрызгивая водой, произносили:

«Став лёкус,
Кысь локтин,
Сетчо бор мун.»

Таким же заговором лечили от сглаза, обрызгивая через сито ребёнка водой, взятой из колодца.

3. Ещё одним способом избавления от сглаза было сплёвывание. Садясь на порог бани или дома, клали младенца животом вниз на колени, скрещивали руки и ноги, сплёвывали между ног и говорили:

«Сир пинь горшад,
Шома ёкыш ситанад.
Кысь локтин вомидз,
Мун сэтчо бор.»

Сглаз лечили также и другим способом. Баню символически протапливали двадцатью семью лучинами («куим окмыс»), а затем знахарь скрещивал руки (за спиной) и ноги ребёнка, поднимал его вверх, трижды дул между ног, прогоняя болезнь, после чего говорил:

«Кыдзи тайо ваыс
Юрси йывтиыс визувто,
Ставыс мед сидзи визувтас,
Вомидз и урок,
Ки чунь йывтиыс
Кок чунь йывтиыс
Мед визувтас и исковтас.»

Помимо обрызгивания и обливания ребёнка окуривали. Привязывали его к хлебной лопате и трижды всовывали в печь, держа над углями от двадцати семи прогоревших лучин. Окуривая ребёнка дымом, произносили:

«Вомидоз тшина.
Господи, сет
Младенечлы чередлун.»

4. Заговор при унимании крови:

«Вир, тшок,
Яй, тшок!
Кос пуысь ко вир петас,
И татысь вир петас.»

5. Для излечения от жара (при высокой температуре) готовили баню. Знахарь дополнительно протапливал её двадцатью семью лучинами, затем трижды обегал баню и трижды отвечал на вопрос больного, который, приоткрыв дверь, спрашивал: «Мый котралан?» (букв. «Чего бегаешь?»). Ответом же было «Жар вотла!» («Жар изгоняю!»).

6. В целях сохранения себя от сглаза, читали:

«Код лёк думыштис,
Код лёк очостис,
Сир пинь горшас,
Лов ёсь сьёломас,
Комва ёкышь.»

7. Для избавления взрослого человека от сглаза надо было взять посудину с углями, положить в неё двадцать семь лучин или веточек, а потом, перешагивая через эту посудину три порога, говорили:

«Боже, благослови,
Шондибаной,
Очищайт мено.»

8. Для изгнания порчи пользовались берёзовым веником. Им парились на кануне Ивагова дня, после чего веник бросали в реку или на крышу бани с заговором:

«Эн тунав меным,
Мед аслыд лоо,
Мед асьто мор войджик.»

9. Молодожёнам на свадьбе говорили: «Нянь да сов, скот да живот!» (букв. «Хлеба и соли, скота и имущества!»). И приговаривали:

«Ичмон гозъялы
Тури кольк, тури кольк.
Си пож сы мында
Челядьныд мед лоо.»

Как видно, заговоры коми, дошедшие до нашего времени, кратки по форме, однако своей силы из-за этого они не теряют.

Цитируемые тексты заговоров взяты из по работ этнографа В. М. Кудряшова.

Теги:  ЗАГОВОРЫ НАРОДА КОМИ