МАГИЯ ДРЕВНИХ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МАГИЯ ДРЕВНИХ » РАБОТА С ДУХАМИ И СУЩНОСТЯМИ » СПИРИТИЗМ (история,философия,основы)


СПИРИТИЗМ (история,философия,основы)

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

СПИРИТИЗМ
описание из Энциклопедического словаря
Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона

Спиритизм - верование в возможность необычайных проявлений духов в мире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библии есть упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием и вызыванием душ умерших людей. По рассказу Григория Двоеслова, медиоланский епископ VI в. Даций, проезжая через Коринф, изгнал из одного дома злого духа, который не давал жить в этом доме, заставляя раздаваться по ночам рычанье львов, мычанье коров, блеяние овец, шипение змей. В нынешнем столетии это верование приняло своеобразную форму. В 1848 г. в штате Нью-Йорке семейство Фокс, состоящее из мужа, жены и двух дочерей, было поражено таинственными стуками в их доме. Одна из дочерей, по имени Кэт, высказала догадку, что звуки производятся каким-то разумным существом. Обратились к таинственному существу с вопросами (оно должно было отвечать постукиваниями). Было условлено, напр., что один удар будет обозначать «нет», три удара - «да». На вопросы попадались целесообразные ответы. Из них узнали, что говорит душа убитого разносчика. Дух продолжал отвечать и тогда, когда спрашивавшие его сестры Фокс оставили родительский дом и поселились у своей замужней сестры. Весть об этих необычайных явлениях быстро распространилась. Они были констатированы различными посторонними лицами. Сестры Фокс были признаны посредницами, или медиумами, через которых живые люди могут входить в общение с душами умерших. Вскоре открылись другие медиумы, через посредство которых стали совершаться другие обнаружения духов. Явились профессиональные медиумы, и вместе с ними сделались необычайные обнаружения духов более многочисленными и разнообразными. К этим обнаружениям относятся прежде всего автоматические движения, происходящие при видимом непосредственном участии медиума. Таковы приподнимание и вращение стола при наложении на него рук медиума; писание и рисование рукой медиума; автоматический разговор в состоянии транса. Вторую группу составляют явления, совершающиеся в присутствии медиума, но без его непосредственного участия и без всякой видимой причины. Сюда принадлежат: стуки, передвижение мебели, игра музыкальных инструментов, появление света, голосов, музыкальных звуков, различных материальных фигур, напр., человеческих рук, лиц или целых фигур, написанных слов и чертежей, фотографий человеческих и других форм, развязывание узлов.

Из Америки в Европу спиритизм был перенесен в 1852 г. профессиональным медиумом Гайденом.
В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-х годов знаменитым медиумом Юмом. К этим сеансам большинство отнеслось скептически. Но нашлись и горячие сторонники спиритизма. Среди них оказались А. Н. Аксаков и профессора А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Когда в 1874 г. приехал в Петербург медиум Бредиф, опыты его привлекли к себе общее внимание. Специальностью Бредифа было показывание из-за занавески, позади которой он садился, светящейся руки его умершей приятельницы Жеке. Рука появлялась и в том случае, когда руки медиума предварительно связывались или когда медиуму давали в руки электроды, которые проходили через поставленный на виду публики светящийся гальванометр. Но опыты перестали удаваться, когда, по предложению проф. Боргмана, для устранения возможности обмана, электроды были заменены узкими ванночками, в которые медиум должен был вставлять - средние пальцы рук или металлические пластинки, идущие от надетых на эти пальцы колец. Защитники спиритизма объясняли эти неудачи сложностью контрольного приспособления. Они говорили, что приспособление служит выражением явного недоверия к медиуму и потому действует на него неблагоприятно. Противники, наоборот, в неудачах видели прямое доказательство, что Бредиф - простой фокусник, который ловко развязывает узлы или освобождает руку от электрода, не размыкая тока, и показывает ее публике под видом руки умершей Жеке.

Пошли споры. Спиритические опыты сделались злобой дня. Тогда профессор Менделеев обратился к физическому обществу при спб. университете с предложением образовать комиссию для исследования спиритических явлений. «Пришло время, говорил он в своей записке, обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов, грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления». Предложение Менделеева было принято. Составилась комиссия из 12 человек. Аксаков, Бутлеров и Вагнер изъявили с своей стороны готовность познакомить членов комиссии с литературой спиритизма и с самыми явлениями спиритическими. Аксаков отправился за границу и на свой счет привез из Англии в октябре 1875 г. двух медиумов, братьев Петти. В доказательство медиумической силы последних было представлено комиссии 16 печатных отзывов о них в медиумической литературе. Специальностью бр. Петти было: 1) произведение капель жидкости и 2) вызов звуков колокольчика за занавеской или в запертой клетке. Было устроено 6 сеансов. Результаты получились следующие. Капли жидкости появлялись на верхней поверхности листа бумаги, когда этот лист лежал на столе и на нижней, когда лист держали над головой медиума. Бумага, пропитанная треххлористым железом, получала под влиянием этих капель ту самую окраску, какую производит в ней слюна. Когда медиуму завязывали рот или покрывали его голову скатертью или картонкой, при чем никто во время опыта не говорил, никаких капель не получалось на листе, хотя медиум ударом руки давал знать, что капли должны получиться. Звуки колокольчика в клетке на одном сеансе были слышны, но они, видимо, были произведены рукой медиума, потому что по окончании опыта клетка оказалась сдвинутой и колокольчик опрокинутым. Когда были приняты меры, чтобы медиум не мог коснуться колокольчика, не было слышно никаких звуков. А когда поместили колокольчик позади занавески из двух половинок, которые внизу были сметаны нитками, а вверху заколоты булавкой, послышался шум свалившегося на пол тела. Оказалось, что свалился со стула один из медиумов. В занавеске нашли проруху, а на рукаве свалившегося медиума - часть нитки, которою были сметаны половинки занавески. Обсудив эти результаты, комиссия признала братьев Петти обманщиками.

В январе 1876 г. А. Н. Аксаков привез другого медиума, англичанку Кляйер. Были все основания надеяться, что с этим медиумом дело пойдет хорошо. Кляйер не была профессиональным медиумом. Она поехала в Петербург не ради наживы, а «из любви к истине». Над нею производил опыты ученый Крукс и получил блестящие результаты. В виду того, что специальностью Кляйер было столоверчение при свете, решено было исследовать, какою силой движется и поднимается стол. С этою целью было устроено несколько приборов, в том числе два стола - манометрический и пирамидальный. Первый давал возможность видеть, кто из сидящих за столом толкает его, а второй был устроен так, что руками, наложенными на стол, нельзя было ни приподнять, ни наклонить его. Аксаков, Бутлеров и Вагнер должны были присутствовать на сеансах в качестве свидетелей от медиума. Опыты были начаты с обыкновенным круглым столом на тумбочке с тремя лапками. Стол двигался, качался и подпрыгивал. Когда посадили человека под стол для наблюдении за ногами медиума, стол двигался и качался, но не прыгал. Несколько раз для пробы садились за манометрический и пирамидальный стол, но безуспешно. Члены комиссии стали требовать, чтобы опыты с обыкновенными столами были прекращены и производились исключительно с приборами. «Ныне необходимо, говорил Менделеев, присутствующим на сеансе членам комиссии следить за руками, ногами и др. частями тела медиума, за ее платьем и движениями. Приборы могут устранить членов комиссии от этих неудобных и ненаучных приемов. При сеансах со столом сомнение законно, ибо условия опыта допускают возможность обмана. Если бы научные исследователи ограничились одним наблюдением при помощи органов чувств, не было бы опытных наук, была бы возможность заверять и поныне, что солнце ходит, а земля стоит, что есть ведьмы, привидения и пр.». Свидетели от медиума согласились на это, но с условием, чтобы приборы были доставлены им на дом для испытания. Приборы были посланы. Свидетели сначала приостановили заседания, а потом и совсем отказались от продолжения их и удалили медиума. На этом исследование спиритических явлений кончилось. Комиссия составила подробный отчет о своих заседаниях и достигнутых результатах и напечатала его в газете «Голос». Заключение отчета сводилось к тому, что спиритизм есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало ослабевать, и спиритические опыты были заброшены.

В 1891 г. Н. П. Вагнер сделал попытку оживить в русском обществе интерес к спиритическим явлениям. По его инициативе было образовано при спб. унив. русское общество экспериментальной психологии. Но это общество не привлекает к себе внимания.

Спиритические явления объясняются различно. Спириты видят в них обнаружение душ умерших людей. Но весьма большое количество явлений, который первоначально считались действием духов, оказались поддельными. Известен целый ряд медиумов, уличенных в обмане. Очень живое и интересное описание спиритических сеансов, завершившихся блестящим изобличением медиума Бастиана, дано австрийским эрцгерцогом Иоанном в его брошюре «Einblicke in den Spiritismus». В 1880-х годах был устроен в Лондоне особый театр, в котором акробаты-фокусники показывали так наз. спиритические явления и разъясняли, как они их производят. А знаменитый медиум Паркер, когда нажил капитал, сам смеялся над спиритизмом, называя его вековой глупостью. Другие спиритические явления, состоящие в автоматических движениях, удовлетворительно объясняются гипотезой полусознательных движений. Когда, напимер, к опытам приступают лица с предвзятыми убеждениями и получают ответы, вполне согласные с убеждениями, ничего другого не происходит кроме полусознательного выражения этими лицами своих убеждений в соответствующих движениях. Весьма характерные и в то же время крайне курьезные примеры опытов подобного рода приводит Карпентер в сочинении «Основания физиологии ума» (СПб., 1877, стр. 255 - 258). Некоторые исследователи постулируют для объяснения спиритических явлений особые, до сих пор неизвестные науке, силы природы. Но эти постулаты могут иметь научное значение лишь тогда, когда будут основываться на тщательном анализе фактического материала.

Литература чрезвычайно обширна. Заслуживают внимания:
Capron, «Modern Spiritualism, its Facts etc.» (Бостон, 1855);
Stefanoni Luigi, «Storia critica della superstizione» (Милан, 1869);
«Материалы для суждений о спиритизме», изд. Менделеева (СПб., 1876);
А. Аксаков, «Памятник научного предубеждения» (СПб., 1883);
его же, «Анализм и спиритизм» (СПб., 1893, 2 т.) и «Спиритизм и наука. Опытное исследование над психической силой» Вильяма Крукса (СПб., 1871);
Бутлеров, «Статьи по медиумизму» (СПб., 1889);
Карпентер, «Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм» (СПб., 1878);
Э. Гартман, «Спиритизм» (СПб., 1878).

Из периодических изданий первое место занимает журнал Аксакова «Psychische Studien» (Лпц., с 1874 г.).
На русском языке посвящен спиритическим явлениям журнал «Ребус».

Теги: СПИРИТИЗМ (история,философия,основы)

0

2

Философия Аллана Кардека, известная как кардекизм (Kardecismo),
является прямым плодом спиритуалистического движения, захватившего Европу в 1850-е годы

Заинтригованный стуками и вращением столов, ассоциировавшимися с коммуникацией с духами, французский писатель и врач Ипполит Леон Денизар Риваль (1804-1869) около 1850 года начал посещать сеансы. Посредством медиума Селины он узнал, что в прежних воплощениях он был известен как Аллан и Кардек. Эти имена он взял впоследствии в качестве псевдонима.
В 1856 году под именем Кардека в соч. "Книга духов" Риваль расшифровал многие случаи общения находящейся в состоянии транса Яфе с призраками. В этой книге он расширил границы традиционной спиритуалистической философии, заявив, что духовный прогресс возможен только благодаря обязательному перевоплощению, позволяющему исправить прошлые ошибки. Люди воплощаются только в человеческом, а не животном облике.

Он утверждал также, что некоторые болезни вызываются духовными причинами — особенно эпилепсия, шизофрения и раздвоение личности, — и от них можно избавиться посредством лечения психики, требующего духовного руководства. Такие идеи были распространены в спиритуалистическом сообществе, где медиумы обращались к миру духов, чтобы помочь страждущим избавиться от обуявших их недугов.
Однако утверждение Кардека о необходимости перевоплощения выводит спиритуалистические доктрины за рамки доказательства жизни после смерти. Фактически он был так уверен в своей правоте, что активно не одобрял исследований любых физических проявлений, за исключением автоматического письма, которое, как он считал, было менее подвержено влияниям предвзятых мнений.
Настоящие спириты рассматривают стуки столов, парение в воздухе и материализации просто как комнатные игры, хотя в ироническом смысле спиритуалисты часто используют слово "спиритизм" для обозначения производства физических феноменов. Вследствие этого исследования психического во Франции примерно на 20 лет отставали от соответствующих исследований в других частях Европы.

Внутри спиритуалистического сообщества в Англии и Соединенных Штатах критики спиритизма утверждали, что если бы перевоплощение действительно имело место, то духи, с которыми устанавливали контакт медиумы, обсуждали бы этот предмет, тогда как в действительности они этого не делали.
Медиум Д.Д.Хоум отмечал, что он сталкивался, по крайней мере, с 12 перевоплощенными существами, утверждавшими, что они являются Марией Антуанеттой, с 6 или 7 — объявлявшими себя королевой Шотландии Марией Стюарт, примерно с 20 — считавшими себя Александром Великим, однако никто из духов не объявлял себя просто Джоном Смитом. Анна Блэ-куэлл, переводчица и главная опора Кардека в Британии, возражала на это, что континентальный ум более восприимчив к новым идеям, чем английский.

Согласно спиритическому учению, страдания и болезни в этой жизни есть результаты духовного влияния, являющегося отзвуком беспорядочной жизни индивида в прошлом. Каждый раз, когда душа перерождается, по мнению Кардека, она несет с собой в качестве "подсистем" прошлые жизни, которые даже могут в общих чертах предопределить реальность нынешней жизни. Каждое перерождение, каким бы болезненным оно ни было, согласно Кардеку, позволяет душе усовершенствоваться и в конечном счете достичь более высокого плана существования.

Кардек учил, что личность состоит из трех частей: воплощенной души, тела и "перидуха" (perispirit), или того, что Кардек описывал как полуматериальную субстанцию, которая объединяет душу и тело и обволакивает душу, подобно конверту. Все души создаются равными, несведущими и неиспытанными, и они продолжают возвращаться к жизни до тех пор, покане остается ничего, чему они могли бы научиться.

В момент смерти плоти "перидух" удерживает душу и отделяется от тела. Этот процесс бывает более длительным, если умерший был сильно привязан к своему материальному существованию. Духовно продвинутые души, писал Кардек, встречают смерть с радостью, как если бы она обозначала освобождение и обещание будущего просветления. С другой стороны, духи тех несчастных, которые умерли внезапно или насильственной смертью, отчаянно цепляются за свои тела, пребывая в замешательстве и будучи уверены, что они не умерли. Особенно самоубийцы цепляются за свое материальное существование и могут перевоплотиться только для того, чтобы снова совершить самоубийство. Только когда "перидух" оставляет плоть, учил Кардек, душа по-настоящему понимает, что она более не является частью человеческого мира.
Когда "перидух" оставляет тело, душа возвращается в духовный мир, где, по мнению спиритов, рассматривает свои прошлые жизни и свое продвижение к просветлению и решает, каким жизненным путем ей следует идти далее. Каждая душа имеет полную свободу в выборе своей следующей жизни и часто возвращается к своей земной семье. В тех случаях, когда два духа желают занять одно и то же тело, выбор делает Бог — характеризуемый Кардеком как Высший Разум и Первая Причина Всех Вещей.

Духи, которые пережили на земле страшные страдания, согласно писателю-спириту Андре Луи, решают посвятить себя "духовному вампиризму". Кардек, однако, не считал всякую одержимость преднамеренной. "Духовное вторжение" имеет место, когда смущенная душа недавно умершего входит в живого человека, полагая, что смерти не было. Кардек отрицал, что изгнание нечистой силы может быть совершено посторонним человеком, будь то во имя Господа или нет. Он утверждал, что одержимый должен совершать экзорцизм посредством убеждения и молитвы, соглашаясь с поговоркой, что "Бог помогает тем, кто помогает себе сам".

Теории Кардека стали популярными в Европе, однако вскоре уступили дорогу следующей интеллектуальной моде. Спиритическая вера в перевоплощение, подчеркивающая совершенствование души, естественным образом привела к теософским теориям перевоплощения.
Однако в Бразилии, веками приверженной африканским духам и предрассудкам, кардекизм пустил корни и остается мощной религиозной силой в современном обществе, а кардекистские центры созданы по всей стране. Это движение дает элите метафизическое истолкование жизни, которого они не могут найти в магических ритуалах бедных, а необразованным классам — формальное доказательство их магических верований. Большинство бразильцев исповедуют католицизм, однако называют себя espiritas. В сущности, бразильские кардекисты утверждают, что их движение восстанавливает христианство на истинных основаниях, основывая веру на бессмертии души. Кардекизм имеет также широкое распространение на Филиппинах.

Кардекистское исцеление включает в себя молитву, советы, исследование прошлых жизней с помощью медиума и, пожалуй, психическую хирургию. Говорят, что практикующие эту технику проникают в тело человека без применения обезболивания и хирургических инструментов, манипулируют с жизненно важными органами и используют наложение рук для излечения всех видов болезней и недугов. Медиумы могут быть необразованными и неквалифицированными людьми, однако они утверждают, что ими руководят духи людей, бывших в прошлом врачами. Некоторые притязания психической хирургии пока не находят объяснения, а другие, как было установлено, не свободны от мошенничества и для своего осуществления требуют ловкости рук.
Кардекистские психиатрические больницы, имеющие в своих штатах в высшей степени квалифицированных докторов, в Бразилии спокойно сосуществуют с более традиционными заведениями такого типа и пользуются признанием со стороны многих врачей-неспиритов.
Еще в 1912 году психиатр Оскар Питхэм, удрученный неспособностью своего профессионального цеха до конца излечивать некоторых больных, начал собирать средства для организации так называемой "духовной больницы". Наконец, в 1934 году мечты Питхэма осуществились: была создана новая больница в Порто Аллегре. Это заведение, которое в 1951 году стало вдвое больше, нежели было первоначально, располагает более чем 600 койками и штатом, состоящим более чем из 200 сотрудников. Крупные кардекистские больницы имеются также в Итапире и Сан-Паоло.
Пожалуй, самыми примечательными особенностями этих больниц являются категорический отказ от получения дохода и прием всех пациентов, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания и платежеспособности. Директора этих больниц не получают вознаграждения за свой труд.

Фактически все убежденные медиумы-спириты абсолютно уверены в том, что талант дарован им Богом и не должен использоваться с целью личного обогащения. Как только медиум начнет устанавливать цены за паранормальные услуги, его дар пропадет. Один из самых знаменитых бразильских медиумов Чико Ксавьер написал более ста книг по науке, литературе, истории, кардекистской философии и множество рассказов для детей, однако же живет в нищете. Он скромно утверждает, что настоящими авторами этих книг являются его духовные наставники.

Кардек признавал, что такое смирение характерно не для всех медиумов. В его Medium's Book (1861) детально описываются действия медиумов, и любой шарлатан, который хочет научиться подобным вещам для их последующей продажи, должен только изучить эту работу Кардека. Спиритические феномены изучены мало, поскольку верующие считают кардекизм религией, а не наукой. Единственной крупной организацией, занимающейся сбором данных и изучением деятельности спиритов, является Бразильский Институт психо-биофизических исследований, основанный Хернани Андраде (1963).

0

3

СПИРИТИЗМ И ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Артур Конан-Дойль

Спиритизм, несомненно, наиболее важное дело на свете и заслуживает того, чтобы ему уделили время. При этом людей следует порицать только за то, что они пренебрегают им, но отнюдь не за то, что подходят к нему с осторожностью. Я повторил бы здесь от собственного имени слова Теккерея. Он сказал одному оппоненту: «То, что Вы говорите, совершенно естественно, но если бы Вы видели то же, что довелось видеть мне, Вам бы пришлось изменить своё мнение». Нам следует приноравливать свои теории к фактам. Мы же до сей поры приноравливали факты к своим теориям. Если Вы пока ещё не среди наших сторонников, то это и совершенно правильно с Вашей стороны. Чтобы понять это Учение, Вам нужно время. Мне самому на то понадобилось много лет. Сейчас же для меня нет ничего важнее этого, потому что я знаю, что здесь истина. Ведь знать – не то же, что верить. Спиритизм неисчерпаем. Это понимаешь, когда начинаешь его постигать. В нём десятки разных, достойных изучения областей. Когда вещи эти коснутся лично Вас, тогда только Вы и сможете понять и оценить всю их силу.

Я много выступаю с лекциями. Но у меня никогда нет желания обратить аудиторию в свою веру. Я вообще не склонен питать доверие к подобным внезапным обращениям. Всё это мелко и поверхностно. Я стремлюсь единственно к тому, чтобы представить людям дело с наибольшей ясностью. Я просто говорю им всю правду, как она есть, и объясняю им, почему мы знаем, что это правда. На этом моя задача, собственно, и исполнена. Люди могут после этого принять предложенное мною или его отвергнуть. Если они мудры, то они непременно исследуют пути, мною указанные. Если же мудрость им не свойственна, то они просто упустят свой шанс. Я не хочу оказывать на них никакого давления или обязательно превращать их в своих сторонников. Это, в конце концов, их дело, а не моё. Как тонко подметил Лабрюйер: «Нужно стремиться лишь к тому, чтобы мыслить и говорить согласно истине, без всякого желания привить наши вкусы и убеждения другим: предприятие сие и без того грандиозно».

Наука постепенно выметает из мира застарелую паутину предрассудков и суеверий. Мир походил до этого на старый, запылённый чердак, но вот хлынули солнечные лучи, и заполнили весь его светом: рассеянная в воздухе пыль начала при этом оседать на пол. И всё же, что касается до науки и учёных, я могу сказать только одно: именно научное мышление лежит в основании всего нашего материализма. Как велика могла бы быть наука, если бы осознала собственную ограниченность! Показателен сам по себе факт, что многие учёные мужи, когда оказываются затронуты их симпатии и предрассудки, демонстрируют самое смехотворное пренебрежение ко всем собственным принципам. Между тем, среди принципов науки нет другого более непререкаемого, как тот, что всякий вопрос должен быть всесторонне рассмотрен прежде, чем его можно будет признать несостоятельным. На примере беспроводной связи или летательных аппаратов тяжелее воздуха мы могли в последние годы наблюдать в суждениях учёных самые неприличные несообразности. Опаснее всего заявлять а priori,* что какая-то вещь совершенно невозможна. И тем не менее это ошибка, в которую впал чуть ли не каждый критик, выступающий от лица науки. Такие учёные пользовались авторитетом, который они заслуженно приобрели в освоенной ими специальности, для того, чтобы подорвать доверие к области, в каковой они ничего не смыслят. Сам по себе факт, что человек был крупным авторитетом в физиологии или физике, никоим образом не делает его авторитетом также и в области психической науки.
В мире науки полным-полно глупцов и разных болванов, лишь тормозящих мировой прогресс. Они признаются в том, что ничего по данному поводу не читали, и я уверен, также ничего не видали. И тем не менее они используют положение и имя, приобретённые ими в других материях, для того, чтобы дискредитировать множество людей, которые, как бы к ним ни относиться, несомненно, весьма серьёзны и вдумчивы.

Наука очень помогла нам в создании комфорта, но ещё вопрос, отвечает ли комфорт этот нашим действительным задачам в этой жизни. Несомненно то, что обыкновенно он был нашим бедствием, потому что этот комфорт назвался «прогрессом», и тем у нас создалось впечатление, будто мы действительно движемся вперёд, «прогрессируем», тогда как на самом деле мы не только топчемся на месте, но и неуклонно сползаем назад.
На это, разумеется, могут возразить: «А беспроволочный телеграф? А сигнал S.O.S. на море? Разве они не служат благу человечества?». Я целиком согласен, порой всё это оказывается и впрямь очень удачно. Я ценю, например, свою настольную электрическую лампу, а она ведь продукт науки. Наука даёт нам, как я уже сказал, комфорт, а подчас и безопасность. И тем не менее я не склонен превозносить её и её дары, потому что она затемняет и искажает самое для нас жизненно важное, именно – цель нашей жизни и задачи в ней. Мы были помещены на этой планете не за тем, чтобы ездить на автомобиле со скоростью 50 миль в час, или чтобы перелетать Атлантику на самолёте, или посылать в другой конец Земли сообщения по проводам или без оных. Всё это украшения и удобства нашей жизни, но не более того. Однако наши учёные настолько приковали наше внимание к этим украшениям, что мы, хлопоча с ними, забыли за этим занятием главную цель, ради которой мы здесь.
Не то важно, с какой скоростью вы едете, но цель вашего путешествия. Не то важно, посредством каких технических ухищрений вы посылаете своё сообщение на расстояние, а то, сколь значимо само ваше сообщение. И тогда выясняется, что этот так называемый «прогресс» на каждом шагу оказывается нашим бедствием, и всё же до тех пор, пока мы пользуемся словом, мы будем путать этот мнимый прогресс с реальным прогрессом и воображать при этом, будто заняты тем, ради чего Бог послал нас в сей мир, а посланы мы сюда были за тем, чтобы готовиться к следующей фазе жизни. Есть подготовка ума, а есть подготовка духа, и мы пренебрегаем обеими. Стать на старости лет лучше и добрее, изжить в себе эгоизм, расширить свой умственный кругозор, сделаться сердечнее и терпимее – вот зачем мы здесь находимся, вот каковы наши задачи в жизни. Наш мир, вся наша планета – это фабрика душ, но она пока что выпускает скверную продукцию.

Несомненно, прежде мир человеческий был более жесток, чем сейчас, но ведь никогда у него не было и таких преимуществ, как у нас, и всё же никогда ранее столько образованности, знания и так называемой «цивилизации» не превращалось во зло. Мы научились строить воздушные корабли. И мы пользуемся ими, чтобы бомбить города. Мы научились плавать под водой. И это умение пригодно нам лишь на то, чтобы убивать моряков и топить корабли. С помощью химии мы приобрели власть над материей. И мы пользуемся ею, чтобы изготавливать взрывчатые вещества и отравляющие газы. Наше положение всё ухудшается. В настоящее время каждая нация на Земле строит тайные замыслы о том, как ей лучше всего отравить и извести другие народы. Разве Бог для этого сотворил нашу планету, и насколько вероятно, что Он позволит миру и далее итти в тартарары?
Наибольшая опасность для человека или нации наступает тогда, когда интеллектуальная сторона оказывается более развитой, нежели духовная. А разве не таково положение в сегодняшнем мире? Наши духовные проводники говорят о том, что все чаши вышнего терпения переполнены. Есть война, голод, мор, землетрясения, наводнения и иные напасти, но всё завершится в мире, в неописуемой радости и красоте.

Я получил указание распространять послание всюду, где, на мой взгляд, есть уши, чтобы услышать. Наши наставники желают, чтобы человеческая раса постепенно поняла реальное положение вещей, с тем чтобы избежать потрясения или паники. Я лишь один из многих, кто призваны нести людям благую весть.
Ситуация теперь достигла апогея. Самая идея прогресса была извращена, материализирована. Она связана с тем, чтобы быстро ездить, быстро передавать информацию, строить новые машины и механизмы. Всё это лишь ублажение самого заурядного честолюбия. Подлинный же прогресс – это прогресс духовный. Человечество уделяет ему внимание только на словах, а на деле бежит ложною дорогой материального знания. Даже в области психических исследований, существует особая порода психических изыскателей, совершенно не способных воспринять самое очевидное. Они злоупотребляют своими умственными задатками, силясь найти окольный путь, в то время как перед ними лежит самая прямая и свободная дорога, по которой они никак не желают итти. Когда человеческая раса начнёт наконец своё продвижение в это новое для неё царство,* данные интеллектуалы составят её абсолютный тыл.

* «Царство Божие», которое, как сказано, Великим Учителем, обретается лишь «внутри нас». (Й.Р.)

Высший Разум признаёт, что среди всей апатии, охватившей человечество, немало также честного сомнения, переросшего допотопные религии и имеющего право на более свежие свидетельства, а не на те только, что были даны человечеству в античности. И вот свежие свидетельства эти были явлены нам, и они сделали жизнь после смерти столь же ясной и ослепительной, как ясно и ослепительно лишь солнце на небесах. И это-то свидетельство было высмеяно учёными, осуждено Церковью, сделано предметом насмешек для прессы и с презрением отброшено в сторону. Это было последним и крупнейшим промахом человечества. Положение сделалось безнадёжным. Ситуация вышла из-под контроля. После того, как дар небес был отвергнут возникла нужда в самых крутых мерах. И гром грянул. Десять миллионов юношей полегли на поле брани, а двадцать миллионов других оказались искалеченными. Это было первое грозное предупреждение Бога человечеству.* Но и оно было оставлено без внимания. Всё тот же тупой материализм как и ранее возобладал. Тем не менее снова человечеству были предоставлены годы на то, чтобы одуматься, но до сих пор никаких перемен ни в чём не оказалось видно. Напротив того, к старым порокам нации добавили вороха новых, а всякий порок ведь необходимо требует своего искупления. И вот Россия стала выгребной ямой.** Германия и не думала раскаиваться в своём поистине чудовищном материализме, ставшем первопричиной войны. Испания и Италия погрузились во мрак атеизма и предрассудка. Франция осталась без религиозного идеала. Англия оказалась во власти смятения и путаницы, переполненная твердолобыми сектами, напрочь лишёнными силы и мысли. Америка злоупотребила предоставленными ей прекрасными возможностями, и вместо того, чтобы стать младшей и любящей сестрой истерзанной Европе, затормозила в ней всякое экономическое восстановление, требуя денег; она обесчестила подпись собственного президента и отказалась присоединиться к лиге Мира, в которой сосредоточилась тогда вся надежда на будущее и выживание человечества. Все, таким образом, прегрешили, но некоторые больше других, и кара всем будет отмерена в точной пропорции.

* Напомним древнее изречение: кого Бог хочет наказать, того Он лишает разума. И разума оказались лишены Германия, Россия, а вслед за ними и вся Европа, ибо то, что творилось в Европе и России с 1914 года, весь этот кровожадный апофеоз глупости, можно объяснить только массовым ослеплением и помешательством. (Й.Р.)

** Мы надеемся, читатель понимает, что наш автор имеет в виду. Конан-Дойль в отличие от Бернарда Шоу, Герберта Уэллса, Ромена Роллана и прочих западных писателей, никогда не строил себе иллюзий на счёт того, что творилось в России. И этого ему здесь простить никогда не могли. (Й.Р.)

И кара сия грядёт. Под руководством философии материализма человечество движется по ложному пути. Чем дальше, тем всё более и более ясно, что путь этот – путь страданий, и человечество должно приступить к постижению этих тайн или погибнуть.
Вот в точности слова, которые меня просили Вам передать:
«Мы не хотим, чтобы люди пугались, но чтобы они начали изменяться, развиваясь по более духовной линии. Мы не собираемся докучать людям, мы стремимся лишь подготовить их, пока ещё не поздно. Мир не может продолжать жить той жизнью, какой жил ранее. Иначе он разрушит самого себя. И прежде всего мы должны развеять тёмную тучу теологии, зависшую между человечеством и Богом.
Скоро придёт день, когда вся истина станет ясна, и все эти извращённые Церкви будут сметены с лица земли вместе со своими жестокими доктринами и карикатурами на Бога, каковые оне распространяют. Любовь! – это и всё, что требуется. Какое значение, во что вы верите, если только вы сами добры, кротки и бескорыстны, как Христос был кроток, бескорыстен и добр в давние времена?
Откройте людям всю правду о смерти. Бог желает, чтобы они её знали. Именно за этим Он и позволяет нам общаться с вами. Смерти нет. Это то же самое, как если бы вы просто перешли в другую комнату. Попав сюда, вы оказываетесь не в состоянии поверить в то, что вы уже умерли. И мы тоже не могли поверить в это. Скажите людям всю правду! О, насколько же она важнее всего, о чём вы говорите между собою. Если бы ваши газеты – хотя одну неделю – уделили столько внимания психическим темам, сколько посвящают его футболу, то правда о жизни после смерти стала бы известна всем.
Когда мы говорим о материальном или механическом прогрессе, мы не можем не понимать, что прогресс этот ложный – это не настоящий прогресс. Если вы сконструировали автомобиль для того, чтобы проехать на нём тысячу миль в год, а затем придумали новый – для того, чтобы в следующем году можно было проехать уже две тысячи миль, то не думайте, что достигли тем вершины прогресса! Мы же хотим для вас прогресса истинного: чтобы вы поняли силу разума и духа, удостоверились в том, что мир духов реально существует.
Мы можем оказать неоценимую помощь в достижении настоящего прогресса, если только люди всей Земли помогут нам в этом, но мы не можем навязывать свою помощь силой тем, кто не готов принять её. Это ваша задача – подготовить людей к этому. Некоторые из них безнадёжно невежественны, но мы должны заронить в них семена прогресса, даже если не сможем увидеть их всходы.

Духовенство ограничено в своих идеях и повязано системой, которая, на наш взгляд, давно устарела. Воздействовать на людей устаревшими взглядами – это всё равно, что пытаться накормить их вчерашним обедом. Мы хотим свежей духовной пищи, нас не устраивают объедки. Мы знаем, насколько совершенен и велик Иисус, прекрасно ощущаем его силу и любовь. Он может помочь всем нам, но Христос всегда разжигал в наших сердцах яркий костёр, а не ворошил старые угли.
Вот, чего мы хотим – огня энтузиазма, который будет разожжён на алтарях Знания и Воображения. Многие люди пытаются быть энтузиастами, используя своё воображение, но не знают того, что воображение – лишь врата познаний. Церкви дано право учить людей, но она не может осуществить его.

Кто-то должен показать, как действует спиритическое Учение на практике. Тот мир, в котором вы живёте, предоставляет вам единственную возможность воплотить своё знание и веру в действии. На нашем духовном уровне знание и вера – это дело, а не теория, и оно сразу даёт плоды. К сожалению, многие на Земле на словах согласны с этим, но дальше слов не идут. Церковные проповедники учат, но не могут подкрепить своё учение реальными делами. В этих целях иногда бывает полезна даже простая грифельная доска, в которой мы зачастую так нуждаемся. Вы должны не только читать лекции, но и – для большей наглядности – отображать свои тезисы на грифельной доске. Таким образом физические явления могут совершить переворот в сознании.
Нам трудно бороться за нашу веру, потому что против нас выступает мощная коллективная сила. Но когда наступит переворот в сознании людей и они отринут своё невежество и тупой антагонизм, это немедленно расчистит дорогу значительно более полному проявлению наших сил, чем те, которые мы можем продемонстрировать на сегодняшний момент.
На преодоление этой стоящей перед нами стены мы тратим более девяноста процентов наших сил. На что оне уходят? На поиски слабых мест в стене невежества, которая разделяет нас. Многие из вас подтачивают и крушат эту стену со своей стороны, чтобы помочь нам пробиться сквозь неё. Вы помогаете нам, потому что не вы выстроили эту стену. Пройдёт ещё немного времени, и мы разрушим её и объединимся. И это будет кульминацией всех усилий: мы увидим встречу духа и материи».
Вот что мне было велено передать Вам. Распространяйте эту весть всюду, где только могут быть души, способные воспринять её.

1925г.

0

4

ЕСТЬ ЛИ ДУХИ?
Изложены основные тезисы Спиритизма,

а в этих словах с особенною выразительностью и яркостью - главнейший из них.
Следует помнить, что Аллан Кардек - это классик Спиритизма,
и его доктрины вошли во все сочинения этого рода

Сомнение относительно существования духов происходит от незнания их истинной натуры. Вообще их представляют существами особыми в творении, необходимость которых не доказана. Многие знают о них только из фантастических сказок, которыми их убаюкивали в детстве, почти так же, как некоторые знают историю из романов.

Не стараясь узнать, не имеют ли сказки эти, если откинуть от них все смешные прибавления, в основании своём истины, люди поражаются только нелепою стороною их, не давая себе труда очистить горькую кожуру, чтобы открыть под нею зерно. Они отбрасывают всё, как делают в отношении религии те, которые, будучи оскорблены некоторыми злоупотреблениями, смешивают всё в общем порицании.

Но какую бы ни составляли себе идею о духах, верование это основано на существовании разумного начала вне материи, она несовместима с совершенным отрицанием этого начала. Итак, мы начнём с существования, переживания индивидуальности души, чему спиритуализм служит теоретическим и догматическим доказательством, а спиритизм - доказательством очевидным. Откинем на время проявления духов и, рассуждая последовательно, посмотрим, к каким результатам приведут нас эти рассуждения.

Как скоро допускают существование души и её индивидуальность после смерти, то необходимо допустить также:
1) что натура её отлична от натуры тела, потому что, раз освободившись от него, она не имеет более его свойств;
2) что она пользуется самосознанием, потому что ей приписывают радость или мучение, иначе она была бы существом бездейственным и тогда для нас было бы всё равно, что и не иметь её. Допустим это и то, что душа после смерти тела должна отправляться куда-нибудь. Что же с нею делается и куда она улетает?

По общепринятому верованию, она идёт на небо или в ад.
Но где же небо и где ад? Прежде говорили, что небо наверху, а ад внизу; но что такое верх и низ во Вселенной с тех пор, как знают шарообразную форму Земли, как знают, что небесные тела движутся, вследствие чего то, что в известную минуту составляло верх, по прошествии двенадцати часов будет низ, и как, наконец, знают о бесконечности пространства, в неизмеримых расстояниях которого тонет взгляд? Правда, что под словом "низ" разумеют также недра Земли. Но чем сделались они с того времени, как геология исследовала их?

Что сделалось также с этими концентрическими сферами, называемыми "небом огня", "небом звёзд", с тех пор как узнали, что Земля не составляет центра миров; что само Солнце наше есть одно из миллионов солнц, которые сияют в пространстве и из которых каждое составляет центр планетных вращений?

В чём заключается теперь важность Земли, теряющейся в этой несметности? По какой несправедливой привилегии эта незаметная песчинка, не отличающаяся ни объёмом, ни положением, ни особенною ролью, будет одна населена существами разумными?
Рассудок отказывается допустить бесполезность бесконечности, и всё говорит нам, что миры эти населены. Если они населены, то они также служат жилищами для душ; но ещё раз, что делается с этими душами, когда в настоящее время астрономия и геология разрушили назначенные для них жилища, и особенно с тех пор, как теория, столь правильная, о многочисленности миров размножила их до бесконечности?

Так как учение о назначении определённого места для душ не может согласоваться с данными науки, то поэтому другое учение, более логичное, назначило им жилищем не место, ограниченное пределами, а всё пространство Вселенной: это целый невидимый мир, среди которого мы живём, который нас окружает, с которым мы находимся в беспрестанном соприкосновении.

Есть ли в этом что-нибудь невозможное, что-нибудь противное здравому рассудку? Нисколько, напротив, всё нам говорит, что иначе и быть не может. Но в таком случае, что же сделается с будущими наказаниями и наградами, если вы отнимете у них назначенные им места? Заметьте, что неверие относительно наказаний и наград происходит вообще от того, что их представляют при недопускаемых условиях.

Но скажите, напротив, что души черпают свои счастье и несчастье в самих себе, что участь их подчинена их нравственному состоянию, что собрание душ симпатичных и добрых есть источник блаженства, что по мере их чистоты оне проникают и провидят то, что недоступно для душ, менее очищенных, - и тогда все поймут это и признают без труда; скажите ещё, что души не иначе достигают высшей степени, как только усиленным старанием улучшить себя и после целого ряда испытаний, которые служат к их очищению; что ангелы суть души, достигшие последней степени, которой могут с доброю волею достигнуть все; что ангелы суть посланники Божии, которым поручено наблюдать за исполнением Его воли во всей Вселенной; что они счастливы этими славными миссиями, - и вы придадите их блаженству цель более полезную и более привлекательную, чем беспрестанное созерцание, которое было бы не что иное, как вечная бесполезность.

Скажите, наконец, что демоны суть не что иное, как души злых, ещё не очистившихся, но которые могут со временем достигнуть совершенства, как и другие, - и это покажется более согласным со справедливостью и благостию Бога, чем учение, проповедующее, что они созданы для зла и навсегда преданы злу. Повторяю снова: вот что рассудок самый строгий, логика самая взыскательная, здравый смысл, наконец, могут допустить.

Эти-то души, населяющие пространство, и суть именно так называемые духи.
Итак, духи суть не что иное, как души людей, освободившиеся от своей телесной оболочки. Если бы духи были существа особенные, то существование их было бы более проблематическое; но если допустить, что есть души, то необходимо допустить, что есть и духи, которые суть не что иное, как души. Если допустить, что души находятся везде, то необходимо допустить, что и духи находятся везде. Нельзя отвергать существование духов, не отвергнув существование душ.
Правда, что это тоже теория, только более разумная, нежели другая, но и то уже много, что теории этой не противоречат ни рассудок, ни наука. Если же она, кроме того, подкрепляется ещё фактами, то, значит, её подтверждают рассуждения и опыт. Эти факты мы находим в спиритических явлениях, которые служат явным доказательством существования и выживания души. Но у многих людей на этом и останавливается их верование. Они допускают существование душ и, следовательно, существование духов, но отвергают возможность сообщаться с ними потому, говорят они, что существа нематерьяльные не могут действовать на материю. Это сомнение основано на незнании натуры духов, о которой вообще составляют себе самую ложную идею, потому что их представляют существами отвлечёнными и неопределёнными, что совершенно несправедливо.

Представим себе духа в его соединении с телом. Дух есть существо главное, потому что он есть существо мыслящее и переживающее. Следовательно, тело есть не что иное, как временная принадлежность духа, оболочка, которую он сбрасывает с себя, когда она изнашивается.

Кроме этой материальной оболочки, дух имеет ещё другую; полуматериальную, соединяющую его с первой. По смерти дух освобождается от первой, но не от второй, которую мы называем периспритом.
Perisprit. По учению спиритов человеческое существо состоит из: 1) вечного начала; 2) астрального тела (перисприта); 3) физического тела. Оба тела не вечны: бессмертно только божественное начало. Физическое тело умирает в несколько лет, а астральное перерождается в несколько тысячелетий. (Асгарта)

Эта полуматериальная оболочка, имеющая человеческую форму, составляет для духа эфирное, воздушное тело, которое хотя и невидимо для нас в своём нормальном состоянии, но не менее того обладает некоторыми свойствами материи. Итак, дух не есть некая отвлечённость, а существо определённое и ограниченное очертаниями, которому недостаёт только быть видимым и осязаемым, чтобы походить на человека.

Почему же не действовать ему на материю? Не потому ли, что его тело эфирно? Но не в числе ли токов самых утончённых, тех даже, которые считаются невесомыми, как, например, электричество, человек нашёл самых могучих деятелей? Разве невесомый свет не производит химического действия на материю весомую? Мы не знаем внутренних свойств перисприта, но предположим, что он составлен из материи электрической, световой или какой-нибудь другой, столь же тонкой, почему же он не может иметь тех же свойств, будучи направляем волею?

Так как существование души и существование Бога, из коих одно есть следствие другого, составляют основание всего здания, то прежде, чем начать спиритическое прение, необходимо удостовериться, признаёт ли возражающий основание это. Если на вопросы: "Верите ли вы в Бога?", "Верите ли, что имеете душу?", "Верите ли, что душа живёт после смерти тела?" он будет отвечать отрицательно, или даже скажет: "Я не знаю; желаю, чтобы оно было так, но не уверен", что весьма часто значит то же, что учтивое отрицание, облечённое в форму менее резкую, дабы избежать столкновения с так называемыми "почтенными предрассудками", то было бы столь же бесполезно итти далее, как доказывать свойства света слепому, не допускающему существования света, потому что спиритические проявления суть не что иное, как действие свойств души. С таким неверующим должно следовать совершенно другому порядку идей, если не желают терять времени.
Если же основание допущено не в виде вероятия, но как вещь доказанная, неопровержимая, тогда существование духов вытекает из него очень естественно.

Остаётся теперь вопрос, может ли дух сообщаться с человеком, то есть может ли он меняться с ним мыслями. Почему же нет?
Что такое человек, как не дух, заключённый в теле? Почему же свободный дух не может сообщаться с пленённым духом, как свободный человек с человеком, закованным в цепи? Как скоро вы допустили выживание души, то последовательно ли будет не допустить выживание душевных расположений? Так как души находятся везде, то не естественно ли думать, что душа того человека, который нас любил при жизни, посещает нас, что она желает сообщаться с нами и что она употребляет для этого средства, которые имеет в своём распоряжении?

Во время жизни своей не действовала ли она на своё тело? Не она ли управляла движениями его? Почему же после смерти своей, с согласия другого духа, связанного с телом, она не может позаимствовать это живое тело, чтобы проявить свою мысль, подобно тому как немой прибегает к помощи говорящего, чтобы его поняли?

Откинем на время явления, которые в глазах наших делают идею эту неопровержимой. Допустив её в виде простого предположения, мы просим, чтобы неверующие доказали нам не простым отрицанием, потому что их личное мнение не составляет ещё закона, а доводами положительными, что этого не может быть.

Мы будем смотреть на предмет с их точки зрения, и так как они желают оценить спиритические явления посредством законов материи, то пусть почерпнут они из этого арсенала какие угодно доказательства математические, физические, химические, механические, физиологические и докажут посредством а + b, начиная всегда с принципа существования и выживания души:

• что существо, думающее в нас во время нашей жизни, не должно более думать после нашей смерти;
• что если оно думает, то не должно более думать о тех, которых любило;
• что если оно думает о тех, кого любило, то не должно желать сообщаться с ними;
• что если оно может быть везде, то не может быть возле нас;
• что если оно бывает около нас, то не может сообщаться с нами;
• что посредством своей эфирной оболочки оно не может действовать на безжизненную материю;
• что если может действовать на безжизненную материю, то не может действовать на существо одушевлённое;
• что если может действовать на существо одушевлённое, то не может управлять его рукою, чтобы заставить её писать;
• что если может заставить его писать, то не может отвечать на его вопросы и передавать ему свою мысль.

Когда противники Спиритизма докажут нам, что этого не может быть доводами столь же ясными, как те, которыми Галилей доказал, что не Солнце вращается около Земли, тогда мы сможем сказать, что их сомнение основательно.
К несчастию, до сего времени все их возражения ограничиваются только следующими словами: "Я не верю, следовательно, это невозможно". Они скажут, без сомнения, что прежде мы должны доказать действительность явлений; мы им это доказываем и фактами, и рассуждениями; ежели они не убеждаются ни тем, ни другим, ежели они отрицают даже то, что видят, то в таком случае им следует доказать нам, что наше рассуждение ложно и что факты невозможны.
Аллан Кардек - КНИГА МЕДИУМОВ

0


Вы здесь » МАГИЯ ДРЕВНИХ » РАБОТА С ДУХАМИ И СУЩНОСТЯМИ » СПИРИТИЗМ (история,философия,основы)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно